Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает

Хоральная синагога. Яркий образец неомавританского стиля в Самаре



31 августа 2016-го исполнится 108 лет со дня освящения самарской хоральной синагоги. Одно из самых красивых дореволюционных зданий города построено по проекту архитектора Зельмана Клейнермана в неомавританском стиле. Сегодня памятник архитектуры, несмотря на точечные противоаварйные работы, - едва ли не в катастрофическом состоянии и нуждается в срочной реставрации.
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает

Фото: Армен АРУТЮНОВ

Под "звездой Давида"
Решение о строительстве хоральной синагоги на 1000 прихожан было принято в 1903 году. К тому времени количество иудеев в Самаре значительно выросло, так что имевшиеся в городе молельные дома не могли вместить всех желающих. Разработкой проекта нового здания занялся самарский архитектор, младший инженер строительного отделения Самарского губернского правления Зельман Клейнерман.
Строительство на улице Садовой, 49 началось в 1904 году и продолжалось с перерывами до 16 июня 1908 года. Торжественное открытие синагоги и ее освящение состоялось 31 августа 1908 года.
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает

Как и большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1883-1893 годы, архитекторы Лев Бахман и Иван Шапошников при участии Владимира Стасова и Николая Бенуа), самарская синагога спроектирована в неомавританском стиле. Это единственное здание, построенное Зельманом Клейнерманом в этом стиле, и один из немногих памятников в восточном стиле в Самаре.
Самарская хоральная синагога трехнефная, напоминающая по форме ковчег. Центральный неф завершается куполом с навершием в виде шестиконечной звезды. Подобными навершиями венчались и башенки на центральном фасаде, однако ни одно из них не сохранилось. Шестиконечная "звезда Давида" - наиболее часто встречающаяся на здании декоративная деталь. Она присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении некоторых окон. В форме "звезды Давида" расстекловано и круглое окно на центральном фасаде.

Парадный вход в здание располагается в центре западного фасада. Входная группа состояла из сильно выступающего тамбура с аттиком и подковообразной аркой, подпертой двумя небольшими колоннами. В советский период арка была заложена, а тамбур использовался как трансформаторная будка.
Справа и слева от входа располагаются двери, ведущие на лестницы. Вдоль северной, южной и западной стен основного зала синагоги устроены хоры в виде галерей. В советское время галереи были соединены перекрытиями, возведенными в центре зала. В данный момент эта конструкция, разделившая основной объем зала на три этажа, находится в аварийном состоянии и ожидает демонтажа.
Несмотря на то что от богатейшего интерьера синагоги практически ничего не осталось, внутри все еще можно встретить оригинальные детали, например, чугунные литые колонны, которые еще в ходе строительства здания пришлось укреплять. Колонны были "одеты" в бетон. На восточной стене располагался арон-кодеш (киот) - алтарный шкаф, где хранились священные свитки.
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает


Десятки лет забвения
Действовала синагога всего 20 лет. 19 октября 1928 года ее закрыли, а здание передали ДК имени III Интернационала. Вскоре бывший иудейский молельный дом занял хлебозавод, просуществовавший до 1990-х годов.
В 1994 году здание передали в пользование одной из иудейских общин, которая, в свою очередь, должна была восстановить памятник архитектуры. С тех пор прошло 22 года, а одна из самых красивых самарских достопримечательностей все еще ожидает комплексной реставрации.

Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает

В 2008 году реготделение Росохранкультуры провело внеплановую проверку памятника. "Здание хоральной синагоги находится в аварийном состоянии, бесхозно в течение многих лет, охрана памятника архитектуры регионального значения не обеспечена, - сообщалось в акте проверки. - Из-за отсутствия кровли, остекления оконных проемов и аварийного состояния междуэтажных перекрытий, как первоначальных, так и поздних, зданию угрожает обрушение несущих конструкций. Из-за открытого доступа посторонних лиц, в том числе БОМЖ, хоральной синагоге нанесен невосполнимый ущерб, утрачены внутреннее убранство, библиотечный фонд, архивы и фонды музея. Договорные обязательства пользователем здания хоральной синагоги - памятника архитектуры регионального значения - не выполняются. В целях его сохранения необходимо в срочном порядке провести комплексное обследование технического состояния здания с привлечением специалистов - реставраторов и проектировщиков, а также провести противоаварийные работы". Кроме того, Росохранкультура обратилась в Арбитражный суд Самарской области, который прекратил действие договора между Росимуществом и ФЕОР (Федерация еврейских общин России) на пользование зданием. Община это решение обжаловала и вновь получила право пользования синагогой с условием ее восстановления до 2012 года.

Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает

В 2010-м были выделены средства на противоаварийные работы, реставрацию кирпичной кладки и разработку проекта реставрации (ранее петербургскими специалистами уже был разработан проект, но к 2010 году он устарел). Работы были проведены лишь частично, проект не доделали, а денег община больше не выделяла.
В 2014 году заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Майоров сообщил, что на средства прихожан разрабатывается проектно-сметная документация. Возможно, не за горами и начало реставрации. Будем надеяться, хоральную синагогу восстановят хотя бы к ее 110-летию в 2018-м...

Автор: Армен АРУТЮНОВ

Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает

Зельман Вениаминович Клейнерман родился в 1867 году. Закончив Белостокское реальное училище, поступил в Строительное училище в Петербурге, которое окончил в 1891 году. Начинал карьеру младшим инженером в строительном отделении Самарского губернского правления. Помимо службы в строительном отделении, активно занимается частной практикой. Проектировал доходные дома, общественные и культовые сооружения. На визитной карточке Клейнермана значилось: "Архитектор губернского правления З.Клейнерман. Составляет с ручательством за утверждение церковные планы с наблюдением. Исполнил постройки в селах Стюхино, Старые Узели, Степановка, Сурметъ, Новотроицкая, Старое Семенкино, Исайкино, Лобовка, Воскресенка, Кандызъ-Андреевка, Сергушкино, Кузайкино-Семеновка, Васильевка, Погромное, Невежкино, Кулешовка, Малая Малышевка, Перевозниково, Кузьминовка, Бобровка, Кутуши - Новая Самарка, Широченка, Бурдыгино, Байгровка, Дмитриевка, Тростянка-Тамбовка, Жестянка, Романовка, Криволучье-Ивановское-Родионовка, Дмитриевка, Пестравка, Романовка, Самовольно-Ивановское, Красная Поляна, Мокша, Приютное, Новая-Елюзанская, Давыдовка, Украйна, Орловка, Старая Порубежка, Б.-Глушица, Медынка, Кирсановка, Ерыклинскъ, Новое Матюшкино, Титовка и др".
Зельман Клейнерман - один из видных архитекторов Самары начала ХХ века. По его проектам построены такие здания, как доходный дом доктора медицины М.А.Гринберга (ул. Самарская, 138/ Рабочая, 20), дом титулярного советника В.Е.Прахова (ул. Самарская, 151/ Рабочая, 22), доходный дом книготорговца С.А.Гринберга (улица Молодогвардейская, 98), гостиница С.Г.Ратнер (ул. Некрасовская, 62), здание Общества взаимного кредита (ул. Куйбышева, 93) и др.
После революции Клейнерман архитектурной практикой больше не занимался. В 1930-х работал инженером. Дальнейшая судьба архитектора неизвестна.


Источник: Волга Ньюс


Лента новостей

5 октября 2016
Есть ли в Чехии коммунисты? Студентка Надежда Ильина о чешском обществе
Эксклюзив
1 октября 2016
Кто в Австралии настоящий русский? Журналист Светлана Ёлгина о корнях русской общины в Австралии
Эксклюзив
19 сентября 2016
Франция глазами циничного русского
Эксклюзив
13 сентября 2016
Сирия заявила о сбитом самолете ВВС Израиля
12 сентября 2016
Как эмигранту ужиться со шведами. Антрепренёр Алексей Самсоненко о жизни в Швеции.
Эксклюзив
5 сентября 2016
Аквариум. Пьют ли рыбы воду?
5 сентября 2016
Существует ли рай для русских экспатов? Журналист Дмитрий Жмуцкий о жизни во Вьетнаме.
Эксклюзив
30 августа 2016
Русский менталитет против менталитета Данди Крокодила
Эксклюзив
24 августа 2016
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает
24 августа 2016
Как евреи-коммунисты строили социалистический Биробиджан
24 августа 2016
Аквариум 2
23 августа 2016
Холокост в стиле Хичкока
Больше новостей