Евреи, крымчаки и караимы среди народов крыма

В Москве прошла конференция на тему: «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие»
Евреи, крымчаки и караимы среди народов крыма

22 декабря в 11.00 в Москве в «Президент-отеле» состоялся круглый стол «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие». Мероприятие провел «Фонд поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки» при поддержке «Национального благотворительного фонда».

Председатель правления «Фонда поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки» Михаил Чернов рассказал о планах еврейского фонда на первое полугодие 2016 года:
Евреи, крымчаки и караимы среди народов крыма

В феврале-марте в рамках проекта «Народы Крыма. Взаимопроникновение культур сквозь века», фонд организует экспедицию по еврейским, крымчакским и караимским местам Крыма. Планируется посещение неформальной столицы караимов Чуфут-кале и караимской кенасы (культового здания), Белогорска (неформальной столицы крымчаков), возложение цветов на месте убийства крымчаков гитлеровцами, посещение первых еврейских центров в Крыму, дома, где жил георгиевский кавалер и впоследствии один из родоначальников будущей израильской армии Иосиф Трумпельдор, посещение месторасположения бывших советских еврейских колхозов (колоний) в Крыму, действовавших в 20-х-30-х годы ХХ века. Кроме того планируется визит в Севастополь с посещением мемориалов воинской славы, встреча с городской еврейской общиной. Совместно с представителями русских, крымскотатарских, немецких, армянских, осетинских и украинских общественных организаций планируется возложение цветов к памятнику евреям Ялты, убитым немцами и коллаборационистами, а также возложение цветов на месте массового убийства евреев немцами во время Великой отечественной войны – под Симферополем (10-й км Феодосийского шоссе, с участием представителей национальных общин Крыма). В ходе реализации проекта планируется посетить Таврический муфтият, а также выступить с лекцией по итогам экспедиции и истории дружественных взаимоотношений еврейских общин, крымско-татарского народа и других народов в Крыму. В ходе экспедиции планируется съемка роликов, которые лягут в основу фильма об экспедиции и взаимоотношениях национальных общин Крыма и Севастополя. По итогам экспедиции, в которой примут участие российские ученые, журналисты и общественные деятели, в Симферополе пройдет конференция «Народы Крыма. Взаимопроникновение культур сквозь века».
Евреи, крымчаки и караимы среди народов крыма

С приветственным словом к участникам московского круглого стола обратился начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Абдулгамид Булатов. По его словам, Крым – особый регион, который находится в зоне особого внимания ФАДН и других федеральных органов.

«У региона и проживающих в Крыму народов непростая история. Но народов с простой историей вы в нашей стране не найдете», -- сказал Булатов. В то же время, по его словам «сколько Россия вобрала в себя народов, столько и сохранила. «Что касается трудных эпизодов в истории, то главное – их помнить, помнить из уважения к тем, кто это все прошел. Но эту память нельзя превращать в незаживающую историческую рану. Ее нельзя транслировать из поколения в поколение как некий не решаемый вопрос. В этом случае получится замкнутый круг, исторический тупик. Если какие-то вопросы не решались вчера, они решаются сегодня. Те вопросы, что не могут решиться полностью сегодня – будут решаться завтра. Это процесс. На мой взгляд, будущее состоит в том, чтобы совместными усилиями строить общее российское будущее. Если человек принадлежит к малым народом и искренне болеет душой за свой народ, то самое лучшее, что он может для него сделать – самореализоваться в любой области, которая доступна в современных условиях. Стать хорошим врачом, ученым, программистом, пойти на государственную или военную службу. Этим он и прославит свой народ», -- заявил Абдулгамид Булатов.

Обратился к участникам круглого стола и руководитель Департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями РФ раввин Аарон Гуревич. Он заострил внимание на древней истории иудейских общин Крыма. По его словам, самые древние упоминания о еврейском и иудейском присутствии на территории современной России как раз связаны с артефактами Крыма и Таманского полуострова. Гуревич отметил, что крайне важно осознать, «чем Крым ХХ – XXI столетия является для России и чем Россия является для Крыма, роль полуострова в культурной системе России и временном контексте, в котором мы все живем». По его словам, еврейская жизнь в XIX-ХХ была заметна и составляла значительный срез всей крымской жизни со своими синагогами, приютами, больницами. «Необходимо поднять эти культурные пласты и не только на уровне оформления бумаг о возвращении собственности, адекватно оценив при этом потребности и возможности малых еврейских общин Крыма вне больших городов», -- сказал Гуревич. При этом, он отметил особую связь Крыма и с Европой и со Святой Землей. Во второй половине XIX века известный раввин, уроженец Иерусалима Хаим Медини был раввином крымчакской общины Крыма в Карасубазаре (современный Белогорск), откуда часто ездил в Севастополь. После он вернулся в Святую Землю, жил и умер в Хевроне. «Рав Медини оставил после себя большое количество богословских трудов. Сам факт его пребывания в Крыму говорит о том, что община крымчаков считала важным пригласить раввина, значимого для всей еврейской диаспоры мира», - сказал Аарон Гуревич. По его словам, многие представители иудейской конфессии караимов проживают в настоящее время на территории Святой Земли.
Гуревич также отметил и деятельность Иосифа Трумпельдора, который активно занимался вопросом возвращения евреев Крыма на историческую родину. Говорил представитель ФЕОР и о печальных событиях Холокоста и депортации крымских татар. Еврейский субэтнос крымчаков был уничтожен практически полностью, что стало единственным таким прецедентом в ходе гитлеровского геноцида евреев. «Концентрация на столь маленькой территории стольких культур и народов нуждается в изучении, привлечении научных сообществ», - заявил Гуревич, пожелав успехов участникам предстоящей экспедиции.

С докладом «Иудеи в крымском ханстве» выступил тюрколог, заместитель директора «Института наследия» Евгений Бахревский. По его словам, многие проблемы, связанные с иудейским наследием Крыма носят «авантюрно-детективный характер». Он отметил малую изученность вопроса, в частности имеющихся источников на тюркском языке, написанных еврейской графикой ввиду нехватки специалистов. «Подтвержденные иудейские памятники фиксируются в Крыму не позднее 2 века до н.э.: это памятники Боспорского царства. Ряд вопросов связаны с хазарским временем и иудаизацией Хазарского каганата. С самого начала писаной истории Крым был связан с Россией», -- отметил Бахревский. По его словам, история караимов была фактически написана после вхождения Крыма в состав Российской Империи, при этом прослеживалась политическая задача вывести караимов из-под антииудейского законодательства Империи, что в конечном итоге и удалось. На караимов не распространялась черта оседлости, и они служили в армии в офицерских чинах.

Заведующий Отделом комплексных проблем Института Востоковедения РАН Анатолий Хазанов рассказал о караиме Иосифе Ромуальдовиче Григулевиче, выдающемся советском разведчике и ученом, человеке-легенде. По словам Хазанова, караимы могут гордиться своим соплеменником. Глава КГБ, а после генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, говорил, что Григулевич – «вершина нашей разведывательной работы». Он был одним из организаторов неудавшегося покушения на Троцкого в Мексике, после сумел стать послом Коста-Рики в Италии и Ватикане. Участвовавшая в работе круглого стола дочь разведчика Надежда Иосифовна Григулевич также поделилась своими воспоминаниями об отце. По ее словам он был человеком мира, и при этом гордился национальностью караим в паспорте.

Профессор НИУ-ВШЭ, член Попечительского совета Фонда Юрий Плюснин рассказал о планах еврейского фонда провести пилотное исследование самоидентификации крымских караимов в 2016 году. «Мне кажется, результат исследования не будет столь определенным, как эта проблема подается в ряде публикаций в СМИ и в научных изданиях», - сказал Плюснин. По его словам, «ученые, занимающиеся исследованием крымских караимов, сталкиваются с рядом проблем». Во-первых, не до конца ясен вопрос относительно религиозной самоидентификации караимов. По словам профессора Плюснина, в конце XIX века возник вопрос о статусе исповедуемой караимами религии - караизма. «Является ли караизм, четвертой авраамической религией (помимо христианства, ислама и иудаизма), или они все же являются иудеями. Это одна из проблем, которая, оказывается, не до конца определенная», - отметил ученый

Остаются вопросы относительно этнической истории караимов. «По языку они тюрки, принадлежат к крымчакской группе», а по происхождению ряд исследователей, относит их «то к семитам, то к тюркам, то к малоазийским народам». Еще одной проблемой, которая является «совершенно неопределенной», является вопрос об истории караимского народа. В ходе исследования будут использованы методы наблюдения и качественного интервью.

Старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Галина Хизриева в своем выступлении коснулась правового положения крымчаков и караимов. По ее словам, самоидентификация народов имеет значение «не только для их самосознания, но и для правового положения». При смене государственной юрисдикции в 2014 году возникли проблемы с определением правового статуса населяющих Крымский полуостров народов. Большое количество спекуляций вокруг вопрос понятия коренные народы. По словам Абдулгамида Булатова, вопрос о предоставлении караимам и крымчакам статуса коренных народов рассматривается, однако занимающиеся вопросом ведомства до сих пор не определились. Минэкономразвития поручило рассмотреть вопрос повторно, а институт Антропологии РАН полагает, что предоставление статуса одним народам Крыма и непредоставление аналогичного статуса другим (евреям, грекам, армянам, немцам) ухудшит межнациональные отношения на полуострове.

По этому же вопросу высказался заместитель по культуре и науке Московского караимского общества Николай Качанов. По его словам, согласно последней переписи населения, караимов в Крыму насчитывается всего 525 человек. Переоформление государственной юрисдикции и статус караимов – вопрос будущего общины. Качанов призвал чиновников привлекать караимов к решению их собственной судьбы. Галина Хихриева предложила караимам обращаться к руководству ФАДН с целью создания рабочей группы по караимскому вопросу.

Представитель первой, зарегистрированной в РФ организации крымско-татарского народа «Къырым бирлиги» Мария Ослина заявила, что возвращение полуострова и народов Крыма в Россию – это воссоединение семьи, и процитировала известного просветителя Исмаила Гаспринского о том, что Россия – залог развития Крыма.

Президент общественной организации «Джавакхская диаспора» Агаси Арабян рассказал об истории армянской общины Крыма, насчитывающей более двух тысячелетий. В 1944 году крымские армяне были депортированы, однако, по его словам, в настоящее время по неофициальным данным, в Крыму проживают около 25-30 тысяч армян. В рамках содействия реабилитации армян Агаси Арабян предложил программу из пяти пунктов, создать условия, при которых потомки депортированных могли бы вернуться в Крым, разработать меры содействия этому процессу. Арабян также поднял вопрос об армянской епархии во Львове, под церковной юрисдикцией которой остаются армяне Крыма. С приходом в родную гавань, армяне хотели бы перейти под юрисдикцию российской епархии Армянской апостольской церкви.

Главный продюсер мусульманского канала «Аль-РТВ», представитель крымско-татарской и азербайджанской диаспор Тимур Булгаков вернул обсуждение к еврейской теме. По его словам, Крым – уникальное место, где всем национальностям «было достаточно комфортно и не было антисемитизма». По его словам после депортации крымские татары жили желанием вернуться, что удалось сделать только в момент распада СССР. По его словам, пример евреев и Израиля в этом смысле был заразительным. Глава департамента этнологии и межэтнических отношений Севастопольской Академии наук Ленур Усманов призвал к созданию в Крыму этнокультурных музеев. По его словам, благоприятное проживание еврейских общин на территории полуострова стало бы проводником в экономику Крыма для крупного еврейского капитала, в том числе израильского.
Евреи, крымчаки и караимы среди народов крыма


Источник: Пресс-служба Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки


  • Я вас умоляю! Они слово "КРЫМ" не могут написать с большой буквы....
  • Да, и про крымчаков без крымчаков крымчакскую тему лучше не подымать. Организовали междусбойчик, выпили и разошлись. Когда на ступени синагоги на Поклонной Горе появится одно слово "Крымчаки", глядишь и мы подтянемся полюбопытствовать!
  • Спасибо автору, очень о многом узнал, точнее узнал о многом, мне ранее не ведомом. Интересно, а как в этом контексте выглядит история многих народов Кавказа. Кавказ как расчёска, практически все народы мигрирующие оставляли после себя след в его складках, в его долинах. Это же относится и к Крыму, мне кажется. А сколько ещё похожих мест на Земле. Карпаты, Альпы, Пиренеи.
  • Вот, провели конференцию о караимах и крымчаках, без самих караимов и крымчаков. Известно точно, что эти народы никакого отношения к евреям не имеют. И если крымчаков хоть как то можно привязать по религиозному признаку, то караимов уж точно нет. Дяди получили очередной Гранд и теперь поедут в Крым в очередной (148-й) раз "изучать". Но зная как эти "братья" давно достали своими "исследованиями" крымских караимов, то подозреваю, что вся эта банда будет послана куда по-дальше
  • Я вас умоляю! Они слово "КРЫМ" не могут написать с большой буквы....
  • Да, и про крымчаков без крымчаков крымчакскую тему лучше не подымать. Организовали междусбойчик, выпили и разошлись. Когда на ступени синагоги на Поклонной Горе появится одно слово "Крымчаки", глядишь и мы подтянемся полюбопытствовать!
  • Спасибо автору, очень о многом узнал, точнее узнал о многом, мне ранее не ведомом. Интересно, а как в этом контексте выглядит история многих народов Кавказа. Кавказ как расчёска, практически все народы мигрирующие оставляли после себя след в его складках, в его долинах. Это же относится и к Крыму, мне кажется. А сколько ещё похожих мест на Земле. Карпаты, Альпы, Пиренеи.
  • Вот, провели конференцию о караимах и крымчаках, без самих караимов и крымчаков. Известно точно, что эти народы никакого отношения к евреям не имеют. И если крымчаков хоть как то можно привязать по религиозному признаку, то караимов уж точно нет. Дяди получили очередной Гранд и теперь поедут в Крым в очередной (148-й) раз "изучать". Но зная как эти "братья" давно достали своими "исследованиями" крымских караимов, то подозреваю, что вся эта банда будет послана куда по-дальше