Практика цирковой и шутливой дрессировки

Практика цирковой и шутливой дрессировки

Начнем, конечно, с собак-математиков. Ты уже понял, что все, что для этого нужно — научить собаку лаять по сигналу и по сигналу же прекращать лай. Или, что немного сложней, лаять на каждый сигнал только один раз.

Следовательно, нам понадобятся ДВЕ замаскированные команды: “голос” и “тихо”. Как ты их замаскируешь — дело твое: щелчком пальцев, можно поднятой бровью, можно прикосновением пальца к уху…

Могу только немного подсказать. Например, фраза: “Сколько получается в ответе? БУДЕШЬ думать?”
маскирует синоним команды “голос” словом “будешь”. Прекращение лая лучше отработать на жест: незаметное движение пальца, почесывание, быстрая гримаса, шаг в ее сторону...

Сколько будет дважды два? БУДЕШЬ (голос) думать? Собака лает четыре раза, ты чуть-чуть переступаешь в ее сторону (тихо), она замолкает, ты поощряешь ее словами или лакомством.

Ну, а если требуется, чтоб собака приносила картонку с ответом? То же самое, только с замаскированной командой “апорт”. Например, ты спрашиваешь: “Сколько будет три плюс пять, НАЙДИ нужную цифру?” Собака идет вдоль картонок с разными цифрами, получив команду “ищи” (НАЙДИ); когда она подходит к восьмерке, ты еле слышно щелкаешь языком или пальцами (апорт). Можно заставить собаку взять восьмерку дополнительной командой: “НЕ ТОРОПИСЬ”, но эту хитрость зритель может заметить. Конечно, идеально, чтоб у помошника или у тебя в кармане (за щекой) был ультразвуковый свисток — это снимает все проблемы с отдачей незаметных команд.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Читатели постоянно интересуются, как обучают собак-певцов? Для начала отсылаю любопытных к великолепной повести Д.Лондона: “Майкл, брат Джери”, второй части дилогии: “Джери островитянин”. Позволю, кстати, небольшое отступление для того, чтоб восхвалить Лондона. Его книги про собак — настоящий учебник, где тончайшее понимание психологии животных переплетено с подробным описанием приемов самой разнообразной дрессировки.

Тут и техника собачьих боев, и работа собак в упряжке, и цирковая дрессура, и защитно-караульная служба, и следовая деятельность, и сложная дрессировка пограничных собак команде: “Слушай”, когда пес должен БЕЗЗВУЧНО сигнализировать хозяину о приближении постороннего... Книга с большим реализмом рассказывает о том, как Майкл проявил склонность к мелодичному завыванию под звуки музыки.
Почти половина собак под звуки музыки начинает “петь”. Музыка должна быть простой, с акцентом на мелодию. Никакой специальной дрессировки для этого не требуется. При условии, что собака сама имеет желание “подпевать”.

Должен сказать, что мир наш основан на ритмике, синхронности. Музыкальна сама природа: внимательный человек найдет мелодию в шелесте дождя, дуновении ветра, движении колес, журчании воды... Музыка звучит в каждом живом существе, одаренные люди извлекают ее, придавая своеобразную оранжировку.
Если собака “поет”, то все, что хозяину требуется, — подобрать наиболее “душещипательные” мелодии и порепетировать.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Змейка. Самый распространенный трюк, когда собака идет между твоих ног, подстраиваясь к шагам, как бы обвивает ноги, змеится между ними. Отрабатывается элементарно: шагай, направляя движение собаки поводком. Совершенно аналогично тому, как поводком учат собаку ходить “рядом”, не позволяя ей отставать или забегать вперед.

Умри. Вспомни команду “лежать”. Произведи те же действия, укладывая собаку не на живот, а на бок. Почеши ее за ухом, чтоб она прикрыла от удовольствия глаза. Похвали, дай лакомство. Попроси “ожить” — аналог команды “стоять”.

Кувырок лежа — распространенный трюк. Собака ложиться и переворачивается через спину. Виртуозно владел этим приемом скотч-терьер Фала (Fala), любимый пес президента Америки Ф.Рузвельта. Он прокатывался, как большая черная, лохматая колбаса. Памятник Рузвельту включает преданного песика, пережившего хозяина всего на четыре месяца. Бронзовый Фала преданно смотрит на человека.
Возьми собачку за задние и передние лапки и перекувырни ее по полу. И сразу поощри. Скоро он будет сам кувыркаться с удовольствием. Можно начинать тренировку после команды: “лежать”.

Баланс предмета на голове. Тут нет разницы — кусочек сахара на носу, стакан воды на голове или ручной хомяк (морская свинка, котенок) на загривке. Все, что требуется, — добиться от собаки выдержки. Если она спокойно выполняет команду “сидеть”, то остается приучить ее сидеть с грузом. Не обязательно начинать именно со стакана с водой. Любой предмет, который ты придерживаешь рукой, не на долго отпуская, и не жалея похвал при успехе. Вскоре дело дойдет и до стакана. Для начала бери стакан пластмасовый. Не напугай собаку разлившейся водой. Сперва доведи до совершенство выдержку с пустым стаканом, потом наполни его песком для тяжести и лишь в конце приступай к воде.

С балансом куска еды (сахар, конфета, сыр) действия такие же. Единственное, чтобы собака подкинула мордой кусочек и съела его, надо провести ладонью над мордой, сделать такое хватающее движение, на которое 99% собак отреагируют однозначно: перехватят еду. Украсит трюк командами не представит трудности. Держи — ешь, спокойно - можно: я ни в коей мере не намерен сдерживать твою фантазию.

Если речь идет о мелких животных, то совершенно ясно, что сперва собака должна со зверьком подружиться. Не пытаться его слопать, а лучше — быть к нему совершенно равнодушной. Этого ты добьешься запрещающими командами и частым контактом. (Должен сказать, что собаки, в отличии от кошек, легко и просто воспринимают соседство других животных и четко различают своего кота и чужого).

Можно научить собаку даже носить зверька в пасти. Лучше всего с этим справляются суки, у них врожденный рефлекс по переноски за шкирку щенят.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Хождение на задних лапах. Достаточно легкий трюк. Поднимаешь кусочек лакомства над головой пса, заносишь назад и еще приподнимаешь. Если пес упорно тебя не понимает, подразни его лакомством у стены, на которую он непременно обопрется лапами, чтоб достать. Потом отходи от стены, продолжая дразнить. Не забудь отдать лакомство в знак похвалы.

Вальсирование отрабатывается так же, надо лишь вращать лакомство. Когда ты добавишь музыку и юбочку на собачке, получится настоящий театральный номер.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Как быть с крупными породами? Тут весь вопрос в твоем личном взгляде на проблему. Можно научить их ходить на задних лапах, но тогда сценически надо строить репризы оригинально. Кроме того кобелям следует одевать штанишки. Хорошо смотрится, например, танец с собакой, положившей лапы тебе на грудь; это напоминает вальсирование с ученым медведем. Можно пройтись с крупной собакой “под ручку”, можно одеть ей форменную фуражку, дать в зубы полосатую палку и разыграть сценку с полицейским.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Хождение на передних лапах. Тут преимущество у мелких пород. Просто ставь ее на передние лапки и, придерживая задние рукой, учи ходить. В дальнейшем вместо руки применяй тоненькую палочку.

Хорошо хождение на задних и передних лапах демонстрировать на буме или доске. В цирке, как многие знают, для демонстрации используется барьер арены.

Поиск вещей. Об этом мы уже говорили в специальной главе. Могу подсказать один безпроигрышный ход — строить сцену так, будто пес — специалист по розыску наркотиков. Вместо наркотиков используй обычный песок, добавив туда щепотку корицы или ваниля. Предложи зрителям понюхать артистический “наркотик”, а потом замаскировать этот запах от вашей собаки. Пускай они завертывают (каждый свою горсточку песка) его в тряпки или полиэтилен, укладывают в стеклянные или пластиковые баночки с прочной крышкой (упаковку можно приготовить заранее), твоя собака разыщет каждую упаковку. Пока идет подготовка, можете рассказать о знаменитых ищейках.

Отбирание вещи. Мы уже говорили об этом довольно подробно, ссылаясь на природные склонности бульдогов и норных собак: такса, терьеры. Приведу в качестве творческой подсказки собственную репризу. Я выхожу на сцену с совком и веником. Начинаю подметать, поднимаю пыль и тем самым бужу таксу. (На самом деле я даю ей тихонечко команду: работай). Она вскакивает, подходит ко мне, чихает, (Это получается потому, что на веник набрызган нашатырь, одна капля. Дрессировщики, чтоб заставить морщится — скалиться тигров и львов суют им под нос на хлысте тряпку с нашатырем.) и начинает отбирать метлу. Я пытаюсь продолжать подметать (с повисшей на метле собакой это выглядит забавно), но скоро мне это надоедает, я бросаю метлу и начинаю оттаскивать собаку за задние лапы. Метла у нее в зубах. Наконец, видя безуспешность отбирания, я выношу другой веник и продолжаю подметать. Такса бросает метлу и вцепляется в веник. Я отпускаю веник и перехожу к метле. Такса тоже. Я — еще раз. Теперь такса, не выпуская из пасти веник, хватает еще и метлу. Я обреченно машу рукой и ухожу со сцены, она идет за мной, апортируя метлу и веник.

Все сценка исполняется по принципу динамического стереотипа. Сперва я поддразнивал песика то — метлой, то — веником, но вскоре собачка вошла во вкус и прекрасно уяснила последовательность действий. Главное, что ей это интересно, это для нее игра.

Отбиранию вещей можно научить собаку любой породы, вовсе не обязательно зацикливаться на тех породах, которые я привел в примере.
Перетягивание каната. Трюк строится на тех же принципах, что и предыдущий. Только участвуют в нем две собаки. (Вариант — несколько собак отбирают вещь у человека). Они отбирают друг у друга апорт, создавая полную иллюзию перетягивания каната. Оригинально смотрится номер, когда в нем участвуют мелкая и крупная собака. Крупная буквально таскает маленькую по всей сцене, но та держит веревку (тряпку) мертвой хваткой.
Обучение отличается от обычного отбирания вещи у человека только лишь тем, что собаки должны быть знакомы и во время тренировок не должны поссориться. Только за этим и следует следить владельцам. А уж собаки сами внесут в номер творческое разнообразие.

Прыжки. Вариантов множество: через препятствие, через ногу, через ров, сквозь кольцо; в высоту, в длину, на точность прыжка.
Обычная команда — “вперед”, тут ее маскировать не обязательно. Хорошо, когда в прыжках участвует несколько собак, это придает номеру выразительность акробатического шоу.

Трудней научить собаку прыгать на задних лапах, но вполне реально. Сперва научи ее ходить на задних лапах, подманивая лакомством в высоко поднятой руке, потом двигайся вместе с приманкой. А потом, когда команда будет твердо усвоена, подставляй на пути собаки невысокие барьерчики. Для начала такие, через которые она может перешагнуть. Повышая высоту барьеров, научишь ее прыгать.

Прыжки сквозь огненные кольца и кольца, затянутые бумагой, осваиваются по методу возрастания трудности - поджигай лишь часть обруча. Верх. Потом — полукольцо. Постепенность и еще раз постепенность. Бумага первое время должна быть с крупной дырой в середине. Потом дыра уменьшается, пока не исчезает совсем.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Во время прыжков с табурета или стула на другой придерживай стул. Если собака упадет, она долго потом будет бояться прыгать.

Хороши прыжки в высоту, когда их выполняет мелкая собака. Надо научить ее взбегать по вертикальной поверхности препятствия. Для этого помогай ей рукой, а когда она оседлает барьер, прими ее с другой стороны “на ручки”. Мило, если она взбегает по самому дрессировщику, устраиваясь в его объятьях.
Некоторые породы могут хорошо лазить по лестницам, типа пожарной. Это зрелищно. Подсади собаку, помогай ей цепляться лапами, всползая вверх. Буквально переставляй ей лапы, если она затрудняется делать это сама.

Прыжки в длину наиболее красочны у крупных пород растянутого формата, у немецких овчарок, например.
Прыжки в воду — отнюдь не привилегия ньюфаундлендов. Но только они способны прыгать “солдатиком” с большой высоты, глубоко уходить в воду, а потом, как дельфин, в туче брызг, выныривать, подлетая над водой.
Практика цирковой и шутливой дрессировки


Прыжки собаки через собаку столь же обыденны, как галстук на президентах. И, признаться, давно надоели зрителям. Обучить этому собак очень просто, особенно, если они знакомы с командами: “барьер”, “вперед”. Через несколько репетиций они уже не ждут специальных команда для прыжков.
Интересен прыжок на стул со стороны спинки. Пес сперва перепрыгивает через спинку, а потом фиксируется на сидении. Собаку, когда она запрыгивает столь сложным образом на стул, необходимо подстраховывать. Если сразу прыжок не удается, научи ее прыгать с возвышения через спинку на стул, что для животного гораздо проще. Аналогично отрабатывается обратный прыжок — с сидения на пол: сперва подставляется второй стул, на который она с твоей подстраховкой прыгает через спинку.

Старайся обходиться минимумом реквизита. Любой предмет домашнего обихода — оригинальный реквизит.
Практика цирковой и шутливой дрессировки


Динамические связки. Я уже рассказывал о принципах динамического стереотипа. Определенная последовательность команд, всегда повторяемая в одном и том же порядке, вызовет у собаки привычку к их исполнению. И не надо будет давать все команды раз за разом. Например,т командуешь: “ вперед” и пес последовательно запрыгивает на стул, садится там на задние лапы, спрыгивает, делает кульбит, вновь встает на задние лапы (уже на полу), переходит на передние, умирает...

На базе рассказанного метода можно строить целые представления, запускаемые в действие одной единственной командой.
Комплексные команды. Если “связки” подразумевают последовательность движений, то комплексные команды вырабатыывают последовательность поведения собаки. По такому методу готовят собак-телохранителей для важных людей. Команда “спокойно”, например, ориентировала пса на спокойное, но внимательное, отношение к постороннему:
запрет на прием от постороннего ласки или пищи, не говоря уж о попытках что-то скомандовать; пресечение любых попыток постороннего напасть на хозяина или, даже, повысить голос, сделать угрожающее движение; пытаться вынести из дома хозяина любую вещь, даже — спичку; пытаться покинуть помещение без разрешения хозяина.

Наши задачи другие, но принципы дрессировки схожи, основаны на условных и безусловных рефлексах. Команда: “ищи” — комплексная команда, так как по ней собака идет в зал и начинает обнюхивать всех зрителей с целью поиска конкретного запаха. Когда она ищет “наркотики” с запахом ванильного сахара, эта команда упрощена заданным раз и навсегда запахом, когда ищет вещь, запах которой ей только что дали занюхать, — еще более усложнена. Собака-поводырь слепого — набор комплексных команд разной сложности.

Такие команды потребуются тебе не только для шуточной, но и для специальной дрессировки собак любых размеров и пород. Более подробно о них рассказано в главе: “Профессиональное ориентирование”.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Собачья массовка. Одно время в цирке был знаменит номер: “Футбол”, в котором два десятка собак породы боксер гоняли по арене мяч, ухитряясь, даже, забивать его в ворота.
Номер эффектный, но повторить его не сложно. Этап первый — перезнакомить собак, приучить к совместным играм с мячом (легче всего достигается с щенячьего возраста). Этап второй — замена нормальных мячей очень большим и прочным (чтобы собаки не могли его захватить пастью или прокусить), этап третий — незаметное направление игры в ворота, где привязан на поводке “вратарь”, (для чего дрессировщик сам с помошниками принимает участие в этой игре, направляя мяч в нужную сторону.

Конечно, все не так просто, как я рассказываю. Но возникающие сложности можно сравнить с обычными неурядицами, возникающими при любой дрессировке с любой собакой.
Поэтому смело вводи в демонстрацию номера с участием нескольких собак. Если они в данный момент не исполняют трюки, пусть сидят на сцене, ожидая своей очереди. Это делает представление массовым, праздничным, а собак приучает к театру и благонравности.

Кастрюля “Куклачева”. Я уже заканчивал эту статью, когда позвонила любительница кошек и попросила рассказать, как Куклачев научил свою кошку упорно запрыгивать в кастрюлю? Начав объяснение с того, что, если птицу кормить ТОЛЬКО в клетке, то она всегда будет туда залетать, когда проголодается, а все кошки знают назнаечение холодильника,.. я, вдруг, вспомнил, что история номера восходит к знаменитому клоуну Карандашу. Его собачка упорно возвращалась в шляпу, из которой клоун ее безуспешно вытряхивал...

Дог-шоу. Никто не запрещает нам организовывать домашние шоу с собаками. Придумай различные упражнения, которые собаки должны выполнить. Что-то позаимствуй из телевизионного шоу, что-то импровизируй сам. Если есть коммерческий интерес, то собирай пожертвования с участников. Такое шоу может перерасти в регулярные спектакли в клубах и кинотеатрах с участиям множества зрителей.
Практика цирковой и шутливой дрессировки

Фотоиллюстрации с сайта бесплатных изображений: https://pixabay.com/ Если там размещены твои фотографии, то можешь скачивать, как я - без заполнения кодов борьбы со спамом.