Как не становятся героями. Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.

Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.

Часть первая. Как не становятся героями. Начало.

Часть вторая. Как не становятся героями. Шалит.

Часть третья. Две боевые подруги.

Эмпирические наблюдения позволяют прийти к выводу, что существуют два типа людей, которых можно определить в соответствии с реакцией на испуг и на угрозу жизни и здоровью. Это вряд ли является для кого-либо секретом. Мы будем рассматривать исключительно реакцию на угрозу, исходящую напрямую от людей и косвенно от их действий. Я считаю, что реакция людей на "естественные" опасности, например, исходящие от природных явлений и опасных животных, техногенных аварий и тому подобного должна рассматриваться отдельно. Связано это с тем, что опасность, исходящая от людей, не безлична, что люди всегда приписывают агрессору какие-то мотивы, мысли, цели, и строят свое поведение в соответствии со своими домыслами а не в соответствии с реальной степенью угрозы.

Наблюдали за собаками или кошками? Например, встречаются неожиданно во дворе два кота, один домашний холёный, с жирком, на неспешной прогулке, а другой уличный поджарый и мускулистый, который обходит свою территорию чтобы обновить метки. Часто можно наблюдать, как уличный кот при встречи с неожиданным нарушителем границы мгновенно встаёт в демонстративную позу угрозы, а домашний, быстро оценив размеры и агрессивность противника, тут же прижимается к земле, или даже падает на бок, демонстрируя незащищённое брюхо, отдаваясь на волю победителя.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.

То же и с людьми. Большая часть людей в случае угрозы реагирует, уходя в пассивную защиту, сразу сдаваясь на волю агрессора и подставляя мягкий животик, а вернее, голову и спину для побоев. Трусливые, но умные или просто опытные используют страх для того, чтобы придать большую скорость своему бегству. Честное слово, я не понимаю, почему так много трусливых людей предпочитает лечь к верху брюхом, вместо того, чтобы показать спину опасности.
Лишь очень малая часть людей в ответ на агрессию отвечает ответной агрессией, даёт активный отпор, отвечает ударом на удар. Именно такие люди ценятся в армии, такие люди чаще попадают в тюрьму, чаще становятся лидерами в мужских коллективах работающих в сложных условиях.

Первый тип реакции легко объясним. Это заложенная в нас инстинктивная реакция, доставшаяся нам от наших исторических предков ещё с тех времён, когда прачеловек не умел использовать камни и палки. Тогда это отлично работало. Если нам представится возможность понаблюдать за обычными обезьянами, такими, как макаки и бабуины, то мы увидим, что большинство конфликтов между особями одного пола почти сразу заканчиваются, как только заведомо более слабая особь примет позу подчинения. Часто поза подчинения – это поза подставки, и, победившая в коротком конфликте особь, запрыгнув на покорившегося противника, совершает несколько символичных движений, имитируя половой акт. "Опущенная" особь уползает за ближайший куст, испытывая моральные страдания и унижения, но практически без какого-либо серьёзного физического ущерба. Победившая в конфликте доминирующая особь, практически сразу успокаивается и принимается пожирать отобранную пищу или взбирается на место повыше демонстрировать соплеменникам свою красу и умный вид и гениталии.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.

Вот только эта программа начала давать сбой уже у высших приматов и у некоторых высокоразвитых хищников, у которых есть эффективные орудия убийства. Так, шимпанзе часто убивают своих сородичей и других обезьян, чего не наблюдается у низших обезьян. И шимпанзе используют для этого камни и палки. Высшие обезьяны уже слишком похожи на нас, у них появляются зачатки высшей нервной деятельности, и у них тоже часто дают сбой стандартные поведенческие программы по сдерживанию агрессии.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.

В общем и в целом, заложенные в нас инстинкты поведения очень архаичны, а потому, в большинстве случаев уже не эффективны. Методы сдерживания агрессии среди своего вида, заложенные в нас на уровне генов и являющиеся наследием эволюционного развития, работали тогда, когда предок человека был ещё мелким и слабым приматом, которому было очень и очень трудно убить существо, сопоставимое с ним по размерам, не имел оружия. Тогда на все случаи жизни хватало двух типов реакции, от большого страшного – бежать; в случае подобного себе и агрессивного – становись раком и потерпи три минуты унижения. В те времена настоящая злоба и агрессия проявлялась только в случае ранговой борьбы с стае. Потому и существовали эффективные ограничители.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.
Теперь же мотивы человеческого поведения во много крат усложнились, агрессия уже не служит только лишь для ранговой борьбы в стайке, но и для достижения многих других целей, до которых способен додуматься человеческий разум. Для достижения некоторых целей нужен не поверженный и униженный, но здоровый противник, а мёртвый или покалеченный. Шимпанзе стали убивать себе подобных, а также любую живность и даже людей тогда, когда во-первых – стали способны использовать палки и камни, во-вторых, для развлечения и когда это нужно для борьбы за территорию и пищевые ресурсы.

С того самого момента, как наш вид стал многочисленным и широко распространённым, началась внутривидовая борьба за ресурсы с помощью палки и камня, тогда стала иметь смысл именно смерть сородича, и перестал работать шаблон поведения в конфликте для более слабой особи.

В этот самый момент единственно верной программой поведения стала такая – сражайся не смотря ни на что и вопреки всем шансам. Это слишком сложная и новая программа, чтобы прочно укорениться в нашем сознании у всех особей нашего вида, и у очень многих людей её просто нет и не будет.

Странам и обществу, постоянно находящимся под угрозой от внешних и внутренних врагов нужно как можно больше людей с правильной реакцией, а именно: немедленный агрессивный и жёсткий ответ на агрессию в свой адрес. Это такие страны, как Россия, Израиль, Вьетнам, непризнанные страны, и им подобные. Большой процент людей с такой полезной для выживания реакцией автоматически повышает уровень насилия в обществе в случае банальных бытовых конфликтов. Это неизбежное зло, потому, что все поведенческие программы дают порой сбои, когда подавляются. И именно поэтому таким странам нельзя массово раздавать своим гражданам оружие. Пусть граждане решают свои бытовые конфликты на кулаках, от этого погибает не так много людей. Но следует карать строго за ношение ножика, кастета и пистолета. Травматическое же оружие, получившее распространение в России – абсолютно идиотская вещь.
Одновременно с ужесточением наказания за ношение и использование холодного и горячего оружия, следует умеренно строго наказывать за решение конфликтов с помощью рукоприкладства не приводящего к увечьям. Если мы хотим иметь общество, способное давать в случае опасности для страны много храбрых бойцов, то нам нужны в среднем более агрессивные люди, и следует сквозь пальцы смотреть на драки между мальчишками, если это просто драка между мальчишками.
Для уменьшения уровня насилия в обществе с высоким процентом людей, готовых идти на конфликт, полезно перенаправлять активность и энергию граждан в спорт, особенно в спорт личных достижений. Учитывая другие эффекты и пользу от спорта, то можно утверждать, что развитие массового спорта, это одна из наиважнейших задач любого государства, перед которым стоит вопрос выживания. В связи с этим остаётся только преклониться перед мудростью советского руководства, создавшего когда-то систему ГТО, ДОСААФ и всячески развивавшего массовый спорт за счёт ресурсов государства. Следует признать мудрым шагом возрождение системы ГТО в современной России. Что же касается Израиля, то нынешних политиков, упорно не желающих системно развивать спорт в стране, следует считать вредными идиотами, и никак иначе.

Итак, допустим, мы живём в стране, у которой внешние и внутренние угрозы со стороны недружественных государств постепенно и неуклонно возрастают, возрастает активность и число враждебных агентов внутри страны. В связи с этим год от года растёт нужда большом количестве по-настоящему отважных и крепких солдатах, полицейских, сотрудниках спецслужб и спасателях. Нам жизненно необходимо понизить вероятность случаев проявления трусости и последующего предательства или саботажа среди тех, кому впервые приходится действовать в экстремальной ситуации. Следует четко себе представлять, что данная задача решается только системно, на государственном уровне. Конечно, перед каждым человеком и гражданином должна стоять задача меньшего масштаба: воспитать храбрыми и достойными людьми своих детей. Но для этого опять же государство должно создать условия и широкие возможности.

Из урождённого труса может получится со временем отважный человек, благодаря богатому жизненному опыту и многочисленным положительным примерам перед глазами. Не всегда, конечно, жизненный опыт позволяет трусу излечиться от порока, но без него не получится никак! Задача родителей, учителей, воспитателей и государства – предоставить человеку на всех этапах развития личности возможность получить такой положительный опыт, предоставить множество положительных примеров.

Очень многие виды спорта и спортивные упражнения развивают в ребёнке бесстрашие, способность терпеть боль и неудобства, смиряться с возможностью получения травм. Так я отлично помню, что в школе для меня большим испытанием были прыжки через козла с разбега. Для меня это было реально страшным занятием, но я не мог отказаться от таких прыжков, чтобы не быть осмеянным. И да, я в детстве и юности смелостью не отличался.
Вы пробовали научиться делать сальто назад? В принципе почти любой крепкий подросток физически способен его сделать, но почему далеко не каждый умеет? Учиться делать сальто очень страшно, вот почему. Любые спортивные соревнования показывают спортсмену, что упорная борьба против всех шансов способна иногда приносить желанную победу.

Очень важным средством получения позитивного жизненного опыта является подражание конкретным людям, авторитетным и успешным, уважаемым и любимым, наблюдение за ними в реальных жизненных ситуациях. Но для этого необходимо соблюдение очевидного условия: наличия таких объектов для полезного подражания в непосредственном окружении, на постоянной основе. А для этого, в свою очередь, необходимо выходить из дома и отрываться от компьютера, от Фэйсбучка и от танчиков, от форумов и твиторов. Невозможно получить необходимый жизненный опыт, заучить полезные поведенческие шаблоны, только лишь смотря голливудские фильмы и сидя дома.

Другой важной частью подготовки отважного бойца является изучение своей истории и боевого наследия прошлого. Причём происходить это должно всё время на разных уровнях. В школе – история, рассказы о героях своего народа и их подвиги, художественная и документальная литература, художественные и документальные фильмы. Встречи с ветеранами и участниками событий. Военно-патриотические кружки и курсы подготовки к армии.

В армии это другой уровень – подробный и квалифицированный разбор каждого случая из истории своего рода войск, бригады, батальона, части. Разбор ошибок, подведение итогов, рекомендации. И далее: разбор всех произошедших боестолкновений или экстремальных ситуаций на участке ответственности, на участке фронта, на конкретном блокпосте или даже участке дороги. В этом есть глубинный смысл. Разбирая очень подробно события, подвиг, случай проявления отваги или наоборот, разгильдяйства и трусости, рассказывая о многочисленных и малозначащих деталях, давая выводы и рекомендации, рассказывая о неочевидных последствиях, мы наполняем жизнью и красками скучные истории, помогаем необстрелянному бойцу приобрести крупинку опыта, ориентиры и шаблоны действий, которые если и окажутся бесполезны в самый первый критический момент, но вполне могут быть востребованы, едва уровень адреналина чуток снизится, и пройдут первые минуты шока.

Адреналин и шок не очень долго лишают труса разума и способности мыслить рационально. Мой опыт говорит, что если ты пережил критические первые три-пять минут, то способность действовать разумно возвращается к тебе. Если ты, как Шалит, совершил глупость, предательство, из-за шока и помутнения рассудка в первые минуты, но ещё жив, то у тебя есть второй шанс, и надо исправлять ситуацию. Именно поэтому я называю Шалита предателем. Его похищение длилось почти час, и у него была за это время возможность отойти от шока и страха и принять верное решение. Шалит принял решение следовать за похитителями в плен.

Отступление:

Так вы наблюдали за стычками животных, диких и домашних, или вы выросли в Матрице?
Замечали такое интересное поведение:
Два самца стоят друг против друга в угрожающей позе, шерсть дыбом, уши прижаты, клыки наружу. Идёт противостояние - кто кого пересмотрит, перерычит, перепугает. И тут более слабый, более хлипкий и менее храбрый самец внезапно находит себе важное занятие: почесаться, понюхать цветок или кустик, отвлечься на воробья и тому подобное.
Если замечали такое - не возникало мысли, что это за странная реакция? У тебя тут конфликт нерешённый в самом разгаре, а тебе воробьёв гонять вздумалось, или кусты нюхать?
Это типичная реакция замещения. Когда слабая особь не выдерживает напряжение конфликта, трусит, то это такой способ капитуляции, типа найти себе более важное занятие. При этом, возможно, сам слабак не считает себя проигравшим схватку, но с стороны отлично видно, что и как.

То же самое происходит и у людей. Так в случае из третьей части с двумя боевыми подругами, подруга-трусиха придумала себе якобы не менее важное занятие - наблюдать за тылом из кустов и докладывать по рации. Она искренне думает, что это правильный и логичный выбор, но со стороны видно, что это на самом деле.

Ну, и последнее:

Не самое малое влияние оказывают на мозги будущего героя или будущего предателя те ценности, которые ставятся во главу в его семье, потом в его общине и непосредственном окружении, и потом в стране в целом. Очень важна роль мозговых вирусов и мемов, заседающих в нашей голове, которые эти ценности или закрепляют или разрушают, или инсталлируют новые.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.

Так, например, третьего дня я в одноклассниках увидел, как одна моя знакомая, между прочим, достойно отслужившая своё в полиции, и не имеющая сыновей, поставила лайк под следующей фразой:

КОГДА В СЕМЬЕ РОЖДАЕТСЯ МАЛЬЧИК, ГОСУДАРСТВО НЕ ПОМОГАЕТ ВЫРАСТИТЬ ЕГО И ВЫУЧИТЬ. НО КОГДА РОДИТЕЛИ ВЫРАСТЯТ ЕГО И ВЫУЧАТ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, ТО ОН ПОЧЕМУ-ТО СРАЗУ ДОЛЖЕН ОТДАТЬ ДОЛГ ГОСУДАРСТВУ. ИНТЕРЕСНО, И КОГДА ЭТО ОН УСПЕЛ ВЛЕЗТЬ В ДОЛГИ?


Это типичный пример разрушительного мозгового вируса по Ашманову, раньше запускаемого централизованно и сознательно, а нынче генерируемого уже поражёнными мозгами больных граждан автоматически.
А ведь любой трезвомыслящий человек заметит в этой фразе чудовищную ложь, передёргивание и манипуляцию.
144 тысячи лайков по этим постом – это 144 тысячи поражённых в мозг и тяжело больных людей, потенциальных Гильадов Шалитов и Власовых, а также их родителей.

В Советском Союзе людям давали правильные установки, поэтому он своих врагов побеждал. Но враг улучшил свои методы и смог внедрить людям разрушительные установки, через Самиздат, Голос Америки, Радио Свобода и говорящих голов из интиллихенции, и в результате СССР не стало.

То же происходит в моём Израиле. Людям, солдатам перед призывам подкидывают разрушающие мозговые вирусы:

"Береги себя!", "Главное, вернись живым домой!", "Нет ничего ценнее человеческой жизни!", "Главное, чтобы ты остался с чистой совестью", "Наша армия никогда не оставит в беде ни одного солдата".

Сами по себе все фразы благозвучны и безобидны, но частое их повторение и внушение с определённые моменты и определённых ситуациях приводят только к одному: они способствуют тому, что солдат проявит не свои лучшие качества а худшие. Именно такими фразами постепенно формируют будущего предателя.

Итак…

Как становятся трусами? Трусами не становятся, трусами рождаются. Трусами остаются если растут и взрослеют в атомизированном обществе с искажённой системой ценностей, где скорбят о слезинке ребёнка и живут по принципу "Спасибо, что живой!".

Не важно, с какими задатками ты родился, но если ты рос не как дикарь, если твоим воспитанием занимались на протяжении всего периода твоей жизни и на всех её этапах – родители и семья, учителя и тренеры, патриотические кружки и государство, командиры и замполиты в армии – тебе будет по-прежнему страшно, но страх никогда не станет тем, что определяет твои мотивы и твои действия в критической ситуации.


Читать: Конрад Лоренц. Агрессия.
Как не становятся героями.  Часть 4, заключительная. Что делать и кто виноват.


  • Агрессия - отличная книга. Равид, спасибо за статью.
  • Агрессия - отличная книга. Равид, спасибо за статью.
  • Ну конечно, в России оружие нельзя. До революции можно было, а сейчас уровень агрессии не позволяет. КГ/АМ
  • Otlichnaia statia Ravid! Soglasen s vami
  • Правильная статья. "Не важно, с какими задатками ты родился, но если ты рос не как дикарь..." У мальчиков-дикарей происходил обряд инициации, когда их посвящали во взрослые воины. Это был переход от женской опеки в мир мужчин-воинов. Именно такие традиции способствовали выживанию популяции, подготовке к защите племени. По мере развития цивилизации этот этап усложнялся. Но если его "размыть", обесценить, вместо "защитника племени" получим существо, неопределённого пола, готовое безропотно подчиняться, с психикой по женскому образцу. Отсюда и тенденции (по отношению к покоряемому населению) насаждения гомосексуальности и распространения особого питания, снижающего развитие "агрессивного", мужского гормона.