Владимир Высоцкий и несостоявшийся побег

Владимир Высоцкий и несостоявшийся побег
С Марком Эпельзафтом я знаком с тех пор, когда внимательно следил за деятельностью Иерусалимского клуба политической песни, где Эпельзафт был одним из двух главных действующих лиц наряду с Юрием Липмановичем, с которым мы тоже знакомы.

Эпельзафт позиционировал себя как наследник и продолжатель дела Владимира Высоцкого. Наследников у Высоцкого было много, как детей у лейтенанта Шмидта, но Марк позиционировал себя в этом качестве как-то особенно настойчиво. Творчество своего предшественника в искусстве он знает от начала до конца.

Я взаимно расфрендился с Эпельзафтом после начала Русской Весны, но иногда его выступления попадаются мне на глаза. И вот на днях на сайте "девятки" появилась его статья "Побег, который не удался", в которой Эпельзафт доказывает, что Владимир Высоцкий был убит подлой советской властью, потому что собирался бежать из СССР и перебраться на Запад. Там он, видимо, начал бы работать на радио "Свобода" и обличать советский режим. Эта перспектива не могла понравиться кремлевским старцам, поэтому по приказу старцев популярного барда аккуратно "убрали".

Не могу согласиться с этой версией. Высоцкий после того, как он женился на француженке Марине Влади, был абсолютно "выездным". В отличие от простых советских людей, он мог в любое время уехать в любую страну мира. Он побывал даже на Таити. Высоцкому не нужно было заранее готовить побег. Он мог просто уехать и остаться.

Но не уехал. Вряд ли Марк Эпельзафт, знаток творчества Высоцкого, не знает эту его песню:



Владимир Высоцкий написал ее в начале 70-х годов, но исполнял ее на концертах вплоть до самой своей смерти. Он был слишком искренним и цельным человеком для того, чтобы это петь и одновременно планировать побег.

Человек, намылившийся бежать на Запад, вряд ли стал бы петь и такие слова: "Я всегда во все светлое верил, например, в наш советский народ":



А теперь представьте себе — любимец и совесть нации говорит по "Голосу Америки" все, что думает по поводу советских властей, по поводу войны в Афганистане. Обращается к советским гражданам. И граждане внимают. Внимают кумиру.

-Пишет Эпельзафт. А я не представляю себе такого сценария и уверен в этом, исходя из всей совокупности спетого, сыгранного и сказанного Высоцким.

Высоцкого не издавали в СССР, и это его очень обижало. Западные "доброхоты" очень хотели на этом сыграть. Когда Высоцкий выступил перед эмигрантами в Торонто, запись этого выступления была широко растиражирована и стала, пожалуй, самой популярной в тогдашнем СССР. Всемогущий КГБ то ли прохлопал идеологическую диверсию, то ли напрямую в этом участвовал - сейчас мы знаем, что он был засеян снизу доверху агентами влияния Запада, и это проявилось в последующие годы. Несомненно, Высоцкого обижали и подталкивали к отъезду.

Но от фрустрации до отъезда и работы на вражеском радио дистанция огромного размера. Эволюция Высоцкого полностью исключала такую возможность. При том, что в 70-е годы эта возможность была. Набирающий популярность бард выступал в основном перед интеллигенцией, которая всегда была антигосударственной и русофобской. Он играл на чувствах этой публики, и поэтому появлялась порой такая русофобская гадость как "Диалог у телевизора". Ранний Высоцкий был не прочь попаясничать и "сыграть клоуна". Уже позже аудитория Высоцкого расширилась, изменился и его тон.

По мере того как он рос и формировался как поэт, Высоцкий все дальше уходил от прежнего мироощущения и этого образа. В последние годы своей жизни он стал сознательным патриотом. Его песня "Райские яблоки" может восприниматься как аллегория той опции, о которой пишет Эпельзафт. В итоге ее герой бежит из рая, оказавшегося скучным и холодным местом, к своей любимой. В те годы, когда была написана эта песня, Запад воспринимался совковой антисоветской интеллигенцией как запретный рай, поэтому подтекст "Райских яблок" для меня очевиден.

Выбор поэта всегда зависит от масштаба и направленности творческой личности. Для сравнения, Александр Галич, если бы он дожил до наших дней, скорее всего разрывался бы и не мог сделать выбор. С одной стороны он был русофобом, что видно из его песен про Клима Коломийцева, с другой - хотел вернуться в СССР (см. "Когда я вернусь"). Так что тут, как говорится, "пятьдесят на пятьдесят".

С Высоцким такого вопроса не возникает вообще. Вся направленность и содержание его творчества указывают на то, что он в наши дни стал бы убежденным "ватником". Чтобы понять это, достаточно сравнить того же Клима Коломийцева, героя Галича, с героем песни Владимира Высоцкого, оказавшимся фактически в той же ситуации, что и Клим Коломийцев - в ситуации противостояния тупой партократической системе. Там, где у Галича выходит русофобская пародия на русского рабочего, у Высоцкого получился рабочий русский парень, вызывающий симпатию и желание похлопать его по плечу.

И неужели автор великих песен про войну присоединился бы к хору тех, кто утверждает, что советские люди завалили врага трупами, фактически проиграли войну, и лучше было бы, если бы мы пили баварское? Как же надо не уважать Высоцкого, чтобы строить такие предположения.

-----

А Марк Эпельзафт в последние годы полностью забросил израильскую тематику и переключился на борьбу с путинизмом, Россией и русскими. С его творчеством последних лет можно познакомиться по этой ссылке. Кому интересно - втыкайте. Один из комментаторов статьи на "девятке" метко назвал Эпельзафта "Антивысоцким". Если Антивысоцкий пишет это, можно себе представить, что писал бы в наши дни Высоцкий. А у меня возникает еще и другая ассоциация - с Моцартом и Сальери.


  • "Я смеюсь, умираю от смеха: Как поверили этому бреду?! Не волнуйтесь - я не уехал, И не надейтесь - я не уеду".
  • Все правильно. Ведь все нормальные мастера советского искусства полностью поддерживают нынешнюю бандитскую власть: Кобзон, Захаров, Говорухин (упоротые - типа Басилашвили и Ахеджаковой - не в счет). Так почему бы и Глебу Жеглову не шлось в ногу со временем, доживи он до Русской Весны? "Вор должен сидеть в правительстве! Я сказал..."
  • "Я смеюсь, умираю от смеха: Как поверили этому бреду?! Не волнуйтесь - я не уехал, И не надейтесь - я не уеду".
  • Все правильно. Ведь все нормальные мастера советского искусства полностью поддерживают нынешнюю бандитскую власть: Кобзон, Захаров, Говорухин (упоротые - типа Басилашвили и Ахеджаковой - не в счет). Так почему бы и Глебу Жеглову не шлось в ногу со временем, доживи он до Русской Весны? "Вор должен сидеть в правительстве! Я сказал..."
  • Мерзкое--"руссофобская" (по отношению к интеллигенции) однозначно определяет этого г-на . Каждый раз дивишься , сколько же путинолюбивой "ваты" набежало в Израиль !.. :-(( О фантазиях г-на Эппельзафта и говорить смешно .

Лента новостей

5 октября 2016
Есть ли в Чехии коммунисты? Студентка Надежда Ильина о чешском обществе
Эксклюзив
1 октября 2016
Кто в Австралии настоящий русский? Журналист Светлана Ёлгина о корнях русской общины в Австралии
Эксклюзив
19 сентября 2016
Франция глазами циничного русского
Эксклюзив
13 сентября 2016
Сирия заявила о сбитом самолете ВВС Израиля
12 сентября 2016
Как эмигранту ужиться со шведами. Антрепренёр Алексей Самсоненко о жизни в Швеции.
Эксклюзив
5 сентября 2016
Аквариум. Пьют ли рыбы воду?
5 сентября 2016
Существует ли рай для русских экспатов? Журналист Дмитрий Жмуцкий о жизни во Вьетнаме.
Эксклюзив
30 августа 2016
Русский менталитет против менталитета Данди Крокодила
Эксклюзив
24 августа 2016
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает
24 августа 2016
Как евреи-коммунисты строили социалистический Биробиджан
24 августа 2016
Аквариум 2
23 августа 2016
Холокост в стиле Хичкока
Больше новостей

Популярное