Мультфильм «Маша и Медведь» вреден для детей?

Мультфильм «Маша и Медведь» вреден для детей?

Много лет подряд люди, которые (как и я) выросли на прекрасных советских мультиках, жаловались, что Россия, как страна производитель детской мультипликации, исчезла с мировой карты. Ситуация изменилась несколько лет назад, прежде всего благодаря мультфильму "Маша и Медведь", который стал мировым хитом. Его смотрят в разных странах люди, далекие от русского фольклора, с его вечной темой девочки забредшей к медведям.

"Буквально пару недель назад в Штатах. Сидим с родственниками в японском ресторанчике, суши наворачиваем, общаемся... Тут дочка говорит "что-то знакомое где-то звучит". Прислушались - вроде что-то где-то но никак не вспомнилось... Дочка вышла прогуляться, возвращается слегка в непонятках: через пару столиков сидит негритянка с дочкой (такой же) и дочка "Машу и медведя" на таблете" - прочитал вчера в Facebook.

Нечто подобное сегодня можно увидеть во многих странах: от Франции до Южной Кореи. Причем, общее мнение, которое можно прочитать в реакциях на разных языках: этот сериал относится к той редкой категории, который взрослые могут смотреть вместе с детьми. И вместе заливаться смехом.

Но довольны сериалом отнюдь не все. Есть и критики, которые предупреждают о вреде, который Маша может нанести детской психике, общественному сознанию, государственной идеологии. Лет двадцать тому назад одна немного истеричная глава неполной семьи (в просторечии: мать-одиночка) сказала мне:

- А почему никто не обращает внимание, что сказка "Волк и семеро козлят" - она о проблемах безотцовщины.

- Безотцовщины?!

- Козла ведь нет. Коза одна детей воспитывает. Нет козла.

Потом помолчала и грустно добавила: "Вернее, козлов очень много".

Женщину эту понять можно было. Я не спорил.

Но вот именно с таким методом истолкования подошел к мультику "Маша и медведь" критик "Гаарец" Рогель Альпер, усмотрев в популярном российской мультфильме "назойливый и мрачный осадок, запрятанный в двойном дне". Увидев эту новость на сайте IzRus, я вначале не поверил.

Рогель Альпер, следуя методу интерпретации моей знакомой, обнаружил главную проблему в отсутствии родителей: "Девочка, где твои мама и папа?". Он сумел диагностировать в мультике целый пучок нездоровых и идеологически вредных комплексов: от параноидальных экзистенциальных страхов одиночества у девочки, которая боится, что медведь от нее сбежит, поскольку от нее и раньше сбегали (где родители?), до нездорового чувство вины и нереализованного долга у мечтающего сбежать от ребенка хищника. С звериной серьезностью проанализировал Альпер взаимоотношения Маши и животных, которым мешает гиперактивная и сующая во все свой носик маленькая девочка. "Маша – инородное тело в этой среде, мирящейся с ее существованием", - заключил Альпер, призывая родителей обратить внимание на пугающее сущностное содержание российского мультика. Ведь дети могут невольно впитать в себя эти психологически нездоровые, идеологически вредные и противные экологии посылы.

Людей, которые прочитав текст, сразу же принялись клеймить "левую сволочь" и "русофобию", начали насмехаться "что они курят в этом Гаареце" спешу уверить. Альпер - такой не один. Российский профессор Лидия Владимировна Матвеева, которая возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением федерального закона 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка поделилась с "Психологической газетой" своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка сериал "Маша и медведь". Лидия Владимировна — человек дюже серьезный - профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы "Психология массовых коммуникаций", изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она ученый чиновник, уполномоченный государством надзирать над контентом. И приговор ее звучит тоже не по-детски серьезно.

"Давайте, для примера, рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал "Маша и медведь". Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не все, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это "информационная бомба", заложенная под российский менталитет", - говорит Лидия Владимировна. Приговор ее настолько строг, что совершенно непонятно почему она не призывает запретить мультик, а его создателей отправить в места не столь отдаленные.

Обвинений в адрес мультика у нее много. И картинки в мультике, как кажется профессору, движутся слишком быстро, а потому у ребенка может возникнуть логоневроз. И еще в нем есть "несоответствие иерархии". В старинной народной сказке, придя в дом к медведям, девочка не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего, то Маша из мультфильма, к великому профессорскому сожалению, ведет себя иначе. "Проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом...". А если сегодня разрешить девочке нарушать табу в отношении отца и Медведя, то завтра, вырастая, она замахнется и на "медвежью" партию "Единая Россия", а то и, страшно подумать, на самого всероссийского отца — президента Путина!

И эмоциональная ограниченность Маши: "Даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все ее эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это все. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно". Действительно, здесь можно согласиться с профессором. В образе Маши никак не раскрыта тема пятого размера гражданской ответственности, и линия готовности погибнуть за Русскую весну под Луганском.

И принижение статусной роли российской женщины также отразилось в образе маленькой девочки Маши. "Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует". А маленькая Маша, как мы видим в мультике, далеко не соответствует этому высокому стандарту. Она медведя достает, а не поддерживает. Не помогает в работе, а мешает и портит.

Но нам в этой заметке интересны пункты, в которых надзирающий профессор схожа с критиком либеральной газеты. А сходство поразительное. Матвеева тоже осуждает фильм за то, что девочка в лесу инородное тело, разрушительное начало, которого боятся все животные: "В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы еще не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна".

Руководитель Комиссии по мониторингу за исполнением закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" тоже считает, что мультик вреден с экологической точки зрения, поскольку разрушает связь ребенка с природой, с окружающей средой, частью которой подрастающий человечек должен себя чувствовать. Профессор клеймит эмоционально ограниченную Машу за неспособность любить, безответственность и пр.

И тема взаимоотношения детей и родителей, которые в мультфильме отсутствуют, профессора Матвееву тоже волнует: "А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?". Интервью профессора Матвеева вообще полно перлов. И я делаю над собой недюжинные усилия, чтоб прекратить его цитировать, поскольку и так уже многократно превысил размеры заметки, рекомендованные редакцией сайта.

Многословные выводы делать не буду. Не буду перечислять доводы эстетического, этического, психологического плана в защиту "Маши и медведя". Этот шедевр в моей защите не нуждается. У меня только один вопрос: почему мнение либерального автора прогрессивной газеты "Гаарец" настолько совпадает с мнением российского реакционного держиморды?


  • А может, есть в их словах какая-то доля истины? Вот давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: "чему учит этот мульт?" Поневоле задумаешься... Хотя так можно и Карлсона довести до абсурда))
  • В принципе психанализ можно сделать на любую сказку где можно найти какие то скрытые комплексы, страхи, фобии, архитипы и прочее. Это всегда интересно. Мне было бы интересно услышать разбор других сказок. Например знаменитый старый детский боевик- "малыш карате(karаte kid)" где юноша хрупкого телосложения которого все обижают встречает старого китайца который учит его карате, побеждает на соревнованиях, проучает обидчиков и получает в награду самую красивую девочку в школе. Тоже самое после разбора подобного фильма выясняется что малыш карате агрессивный социопат и психопат обиженный на весь мир из которого как правило выростают маньяки и убийцы))
  • Карлсон - старый педофил и бомж, если кратко))
  • Этим аналитегам надо чем-то на жизнь зарабатывать)) а когда тем недостаточно или коллеги опередили - приходится тему высасывать из пальца.
  • И все равно советские мультики были лучше! :-)
  • И его прототипом был Герман Геринг, так утверждают серьезные люди. :)
  • А может, есть в их словах какая-то доля истины? Вот давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: "чему учит этот мульт?" Поневоле задумаешься... Хотя так можно и Карлсона довести до абсурда))
  • В принципе психанализ можно сделать на любую сказку где можно найти какие то скрытые комплексы, страхи, фобии, архитипы и прочее. Это всегда интересно. Мне было бы интересно услышать разбор других сказок. Например знаменитый старый детский боевик- "малыш карате(karаte kid)" где юноша хрупкого телосложения которого все обижают встречает старого китайца который учит его карате, побеждает на соревнованиях, проучает обидчиков и получает в награду самую красивую девочку в школе. Тоже самое после разбора подобного фильма выясняется что малыш карате агрессивный социопат и психопат обиженный на весь мир из которого как правило выростают маньяки и убийцы))
  • Карлсон - старый педофил и бомж, если кратко))
  • Этим аналитегам надо чем-то на жизнь зарабатывать)) а когда тем недостаточно или коллеги опередили - приходится тему высасывать из пальца.
  • И все равно советские мультики были лучше! :-)
  • И его прототипом был Герман Геринг, так утверждают серьезные люди. :)
  • А может, есть в их словах какая-то доля истины? Вот давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: "чему учит этот мульт?" Поневоле задумаешься... Хотя так можно и Карлсона довести до абсурда))
  • В принципе психанализ можно сделать на любую сказку где можно найти какие то скрытые комплексы, страхи, фобии, архитипы и прочее. Это всегда интересно. Мне было бы интересно услышать разбор других сказок. Например знаменитый старый детский боевик- "малыш карате(karаte kid)" где юноша хрупкого телосложения которого все обижают встречает старого китайца который учит его карате, побеждает на соревнованиях, проучает обидчиков и получает в награду самую красивую девочку в школе. Тоже самое после разбора подобного фильма выясняется что малыш карате агрессивный социопат и психопат обиженный на весь мир из которого как правило выростают маньяки и убийцы))
  • Карлсон - старый педофил и бомж, если кратко))
  • Этим аналитегам надо чем-то на жизнь зарабатывать)) а когда тем недостаточно или коллеги опередили - приходится тему высасывать из пальца.
  • И все равно советские мультики были лучше! :-)
  • И его прототипом был Герман Геринг, так утверждают серьезные люди. :)
  • А может, есть в их словах какая-то доля истины? Вот давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: "чему учит этот мульт?" Поневоле задумаешься... Хотя так можно и Карлсона довести до абсурда))
  • В принципе психанализ можно сделать на любую сказку где можно найти какие то скрытые комплексы, страхи, фобии, архитипы и прочее. Это всегда интересно. Мне было бы интересно услышать разбор других сказок. Например знаменитый старый детский боевик- "малыш карате(karаte kid)" где юноша хрупкого телосложения которого все обижают встречает старого китайца который учит его карате, побеждает на соревнованиях, проучает обидчиков и получает в награду самую красивую девочку в школе. Тоже самое после разбора подобного фильма выясняется что малыш карате агрессивный социопат и психопат обиженный на весь мир из которого как правило выростают маньяки и убийцы))
  • Карлсон - старый педофил и бомж, если кратко))
  • Этим аналитегам надо чем-то на жизнь зарабатывать)) а когда тем недостаточно или коллеги опередили - приходится тему высасывать из пальца.
  • И все равно советские мультики были лучше! :-)
  • И его прототипом был Герман Геринг, так утверждают серьезные люди. :)
  • А может, есть в их словах какая-то доля истины? Вот давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: "чему учит этот мульт?" Поневоле задумаешься... Хотя так можно и Карлсона довести до абсурда))
  • В принципе психанализ можно сделать на любую сказку где можно найти какие то скрытые комплексы, страхи, фобии, архитипы и прочее. Это всегда интересно. Мне было бы интересно услышать разбор других сказок. Например знаменитый старый детский боевик- "малыш карате(karаte kid)" где юноша хрупкого телосложения которого все обижают встречает старого китайца который учит его карате, побеждает на соревнованиях, проучает обидчиков и получает в награду самую красивую девочку в школе. Тоже самое после разбора подобного фильма выясняется что малыш карате агрессивный социопат и психопат обиженный на весь мир из которого как правило выростают маньяки и убийцы))
  • Карлсон - старый педофил и бомж, если кратко))
  • Этим аналитегам надо чем-то на жизнь зарабатывать)) а когда тем недостаточно или коллеги опередили - приходится тему высасывать из пальца.
  • И все равно советские мультики были лучше! :-)
  • И его прототипом был Герман Геринг, так утверждают серьезные люди. :)
  • А может, есть в их словах какая-то доля истины? Вот давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: "чему учит этот мульт?" Поневоле задумаешься... Хотя так можно и Карлсона довести до абсурда))
  • В принципе психанализ можно сделать на любую сказку где можно найти какие то скрытые комплексы, страхи, фобии, архитипы и прочее. Это всегда интересно. Мне было бы интересно услышать разбор других сказок. Например знаменитый старый детский боевик- "малыш карате(karаte kid)" где юноша хрупкого телосложения которого все обижают встречает старого китайца который учит его карате, побеждает на соревнованиях, проучает обидчиков и получает в награду самую красивую девочку в школе. Тоже самое после разбора подобного фильма выясняется что малыш карате агрессивный социопат и психопат обиженный на весь мир из которого как правило выростают маньяки и убийцы))
  • Карлсон - старый педофил и бомж, если кратко))
  • Этим аналитегам надо чем-то на жизнь зарабатывать)) а когда тем недостаточно или коллеги опередили - приходится тему высасывать из пальца.
  • И все равно советские мультики были лучше! :-)
  • И его прототипом был Герман Геринг, так утверждают серьезные люди. :)

Лента новостей

5 октября 2016
Есть ли в Чехии коммунисты? Студентка Надежда Ильина о чешском обществе
Эксклюзив
1 октября 2016
Кто в Австралии настоящий русский? Журналист Светлана Ёлгина о корнях русской общины в Австралии
Эксклюзив
19 сентября 2016
Франция глазами циничного русского
Эксклюзив
13 сентября 2016
Сирия заявила о сбитом самолете ВВС Израиля
12 сентября 2016
Как эмигранту ужиться со шведами. Антрепренёр Алексей Самсоненко о жизни в Швеции.
Эксклюзив
5 сентября 2016
Аквариум. Пьют ли рыбы воду?
5 сентября 2016
Существует ли рай для русских экспатов? Журналист Дмитрий Жмуцкий о жизни во Вьетнаме.
Эксклюзив
30 августа 2016
Русский менталитет против менталитета Данди Крокодила
Эксклюзив
24 августа 2016
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает
24 августа 2016
Как евреи-коммунисты строили социалистический Биробиджан
24 августа 2016
Аквариум 2
23 августа 2016
Холокост в стиле Хичкока
Больше новостей

Популярное