Дорогой тель-авивский трамвай.

Дорогой тель-авивский трамвай.

8 августа в утренней передаче 10-го канала израильского телевидения, в сюжете, посвящённому тель-авивскому трамваю, была названа стоимость его строительства – около 20 миллиардов шекелей для строительства примерно 20 километров пути – около одного миллиарда за километр. Много это или мало, и насколько правильно был выбран именно этот тип транспорта?

Еще в 60-х годах прошлого века в Тель-Авиве планировалось строительство полноценного метро. Цитата (Википедия):

"Первый неофициальный план постройки метро в Тель-Авиве появился ещё в 1967 году, однако, из-за дефицита средств в бюджете из всего проекта были построены только станции в здании Шалом Меир и в здании новой центральной автобусной станции.[источник не указан 723 дня] По некоторым труднопроверяемым данным, была также подготовлена площадка под пассажем на ул. Алленби с четной стороны.[источник не указан 723 дня] 10 апреля 1973 тогдашняя премьер-министр Израиля Голда Меир объявила о начале строительства метро. Речь в то время шла именно о метро, а не о легкорельсовой транспортной системе. Это было первое официальное заявление о строительстве метро в Тель-Авиве. Однако, по ряду причин, этот проект не был реализован."

Давайте сравним стоимость израильского транспортного чуда со стоимостью обычного метро. В 2011 году строительство 1 км линии метро в Москве стоило от 5 до 10 миллиардов рублей –

"Стоимость прокладки одного километра метро в Москве начинается от 4,5 миллиарда рублей и доходит до 10 миллиардов рублей"

РИА Новости

Курс рубля в 2011 году составлял 32 рубля за 1 доллар США. В долларах стоимость строительства одного километра московского метро составляла примерно от 150 до 300 миллионов долларов.

Если пересчитывать напрямую стоимость строительства в шекели, то с учетом того, что курс рубля к шекелю в 2011 году составлял примерно 8,1 рубля за шекель, то стоимость одного километра московского метро в 2011 году составляла примерно от 0,6 до 1,2 миллиарда шекелй за километр.

То есть один километр линии метро стоит столько же, сколько стоит это нынешнее транспортное чудо.

Но. Метро прокладывается под землей и дополняет наземный транспорт, а не сужает улицы для обычного транспорта и не заменяет действующий наземный транспорт. Представьте себе и без того забитую улицу Жаботинский в Рамат Гане, сузьте ее на одну полосу – произойдет то же самое, что уже произошло на Аялоне, когда там отгородили одну полосу, сделав её платной.

Технически трамвай не решит никаких транспортных проблем, так как уменьшится соответственное количество автобусов, следующих вдоль маршрута трамвая – их просто отменят, чтобы не создавали конкуренцию. Более того, пассажирам после пуска этого трамвая придётся платить дважды –и за автобус, и за трамвай. Сейчас же по всему Гуш-Дану можно проехать по автобусной карточке.

Действующий сейчас трамвай в Иерусалиме ходит медленно и достаточно редко. Сравните с московским метро, интервалы движения между поездами в котором в среднем составляют около двух - трех минут, в часы пик – сокращаются до минуты. Наземный транспорт просто не способен ходить с такой частотой движения.

В общем, израильские власти в очередной раз придумали дорогую игрушку за государственные деньги, невыгодную и не удобную в том виде, в котором желают это реализовать.


Популярное