Проект русской культуры в Израиле - без коммунизма, русского мира и кокошников

Проект русской культуры в Израиле - без коммунизма, русского мира и кокошников
Этот мой текст, не претендующий на полный охват темы, написан для того, чтобы привлечь внимание читающих к некоторым явлениям, проявившимся в последнее время в среде русскоязычных израильтян и тех, кто претендует на идеологическое руководство ими.

Летом прошлого года был опубликован так называемый манифест "Концепция русского Израиля". Вот моя статья на эту тему. Впоследствии состоялось его открытое обсуждение с участием инициаторов. Вот моя статья про обсуждение манифеста. Это ссылки для тех, кто хочет восстановить в памяти контекст происходящего.

Теоретическую базу под "манифест" заложили два человека - публицист Александр Гольденштейн, за прошедшие полгода совершивший ребрендинг и ставший Алексом Гольдом, и социолог Элина Бардач-Ялова. Элина решила, что самой актуальной проблемой в русскоязычной общине является грядущая "пенсионная катастрофа" и активно пиарилась на этой теме, публикуя свои статьи на ведущих сайтах на иврите по экономической тематике.

Второй проблемой, которой занимались Бардач-Ялова и Гольденштейн, стала пропаганда исторического наследия советского еврейства. Здесь они добились большего успеха, чем в пиаре нерешаемой в принципе в рамках одной общины пенсионной проблемы. Успех выразился в том, что депутат Кнессета Ксения Светлова добилась от министра просвещения Израиля Нафтали Беннета обещания включить в программу израильских школ темы, связанные с историей российского еврейства в последние 100 лет.

Депутат кнессета от партии Сионистский лагерь Ксения Светлова потребовала от министра просвещения Нафтали Беннета включить в обязательную программу израильских школ изучение героизма евреев СССР в годы Великой Отечественной войны и проявленного ими мужества в ходе Катастрофы - уничтожения евреев на территории Советского Союза.

"Для того, чтобы увековечить память о героизме советских евреев, воевавших в Красной армии; для того, чтобы израильские дети знали историю своего народа и понимали, чем они обязаны Красной армии и ныне живущим в Израиле ветеранам, считаю необходимым ввести в обязательную школьную программу рассказ о героизме и мужестве евреев на территории Советского Союза в годы второй мировой войны", - сказала депутат Светлова.

"Сегодня в Израиле понемногу начинают ценить вклад советских евреев в великую победу над нацизмом, но знают об этом по-прежнему недостаточно, мало знают и о Катастрофе на территории СССР", - отметила депутат Сионистского лагеря.

"Мы провели встречу с министром просвещения Нафтали Беннетом, который поддержал мое предложение. Кроме того, мы сотрудничаем с движением репатриантов за достойное будущее и будем и дальше всячески продвигать знание о мужестве советских евреев, поскольку это необходимо в первую очередь для грядущих поколений, для будущего наших детей", - сказала Ксения Светлова.

Источник.

Молодые общинные активисты рассказали об этом обещании Беннета как о своей большой победе.

Однако кое-какие процессы в русскоязычной общине Израиля не укладывались в заданные ими рамки. И вот Бардач-Ялова опубликовала следующий программный текст:

О странных кокошниках замолвлю я слово

В последние месяцы я и мои друзья и коллеги заметили резкую активизацию людей-страдающих-по-бывшей-родине. То они про Новигод рассказывают, то борщи варят, то о кокошниках пишут, то про поручикгАлицын поют. И все бы было ничего, если бы с каждым днем этого бреда не становилось все больше.

Я не буду заниматься конспиративными теориями о руках и ногах Кремля, я просто хочу заметить, что уровень этого абсолютно русского инфотеймента начал превышать границы разумного. Я неоднократно говорила и вновь повторю - культура и история советского еврейства это что-то, что необходимо изучать и знать. А вот попытки вызвать ностальгию по коммунизму (привет тебе город Бат Ям!), по русским песням, еде и т.д., заявив, что "это наше все!" напоминает очень грубую и заказную попытку подменить понятия. Причем не для всех, а в основном для русскоязычных израильтян полуторного поколения.

В общем дамы и господа - те кто с ними, мы не с теми.

Любителей кокошников, коммуналок (да, это было то самое сообщество, которое сегодня явилось той самой последней каплей), "русских иммигрантов" и т.д. буду банить. Без разговоров.


Проект русской культуры в Израиле - без коммунизма, русского мира и кокошников


Несколько необходимых пояснений:

Тема кокошников всплыла вследствие обсуждений в некоторых социальных сетях традиционной русской одежды. Оказалось, что эта одежда таки существовала в виде кокошников и косовороток, и она была красива. Некоторые участники обсуждений утверждали, что русским как имперской нации не к лицу скатываться в фольклорную архаику и противопоставлять наш кокошник украинской вышиванке. Другие им возражали, что свое наследие стоит холить и беречь. Тем более что этот головной убор стал брендом русской культуры.

Проект русской культуры в Израиле - без коммунизма, русского мира и кокошников


Проект русской культуры в Израиле - без коммунизма, русского мира и кокошников


В дискуссиях на тему кокошников поучаствовали и некоторые пользователи социальных сетей из Израиля. И этот факт не понравился Бардач-Яловой. Типа, кокошник, может быть, и имеет отношение к русской культуре, но к культуре русскоязычного еврейства он никак не относится. Стало быть, о кокошниках мы не разговариваем.

С коммуналками еще круче. Если я правильно понял, в социальной сети обсуждалась песня Владимира Высоцкого "Час зачатья" Вот эта:



Чем она не понравилась Бардач-Яловой, непонятно. Напомню, что одну из героинь этой песни звали Кися Моисеевна, и она уж точно имеет отношение к российскому еврейству.

Теперь о коммунизме. В Бат-Яме в эти дни проходит выставка молодых художников "Дети хотят коммунизм":

Проект русской культуры в Израиле - без коммунизма, русского мира и кокошников


Она приурочена к 99-й годовщине Великого Октября, и ее тема - восприятие коммунистических идей молодым поколением израильтян, многие из которых ищут альтернативу "свинскому капитализму".

Эта инициатива, однако, вызвала не очень адекватную реакцию со стороны части "наших людей". Вот что написал, например, известный в русскоязычном Израиле человек Арик Эльман:

"Поздравляю вас, мэрия Бат-Яма. Вы смогли снова убить моего отца. Его арестовали в 1950 году коммунисты на Украине за страшное преступление - он переписывался со своим братом в Израиле. Его следы исчезли. Однако там было социальное жилье и бесплатное образование. Такую грязную "культурную дискуссию", как у вас, надо вести при помощи коктейлей Молотова".

Ну и тема борща, наконец. Чем провинился борщ перед русскоязычными общинными активистами, я так и не выяснил, однако по их мнению борщ тоже не имеет никакого отношения к культуре русскоязычного еврейства в Израиле, и поэтому должен быть выброшен. Точнее, вылит.

Кажется, всё. Возникает только один единственный вопрос.

Если мы выбросили кокошники, коммунизм, коммуналки и борщи, то что остается от русской культуры? Чистый русский язык. Желательно без русской литературы, потому что чему может научить "полуторное поколение" русских в Израиле литература, первым памятником которой стало "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона?

Ладно. Но тогда поставим вопрос иначе. Зачем вообще "полуторным" русский язык, если на нем не обсуждается русская культура, русский взгляд на мир и русский дискурс? Не лучше ли тогда учить идиш? На этом языке нет сомнительных с идейной точки зрения памятников, нет упоминания чуждых явлений типа кокошников, а есть только свое, исконное - латкес, кнейдлах и фаршированная рыба. Никаких борщей.

Зачем вам, друзья мои, русский язык? Чтобы внуки могли разговаривать с дедушкой? Ну так пусть дедушка вспомнит идиш. Если он подлинно еврейский дедушка, ему не составит труда. И пусть общается с внуком на этом языке.

-----

Доктор Марк Радуцкий - тоже известный в нашей общине человек. Он активист "русского Ликуда", председатель идеологической группы "Альталена", пропагандист наследия ревизионистского течения в сионизме.

Марк Радуцкий недоволен деятельностью израильского отделения Конгресса российских соотечественников, которое возглавляет бывший депутат Кнессета и активист партии "Наш Дом Израиль" Леонид Литинецкий. Марк Радуцкий настойчиво стучит... Пардон, информирует о подрывной деятельности этой структуры всех, кто готов его выслушать. Причем он одновременно обращается к председателю НДИ Авигдору Либерману и стучит на него же премьер-министру Израиля.

Израильская секция Пут-интерна

Задача?

Бороться с "ассимиляцией молодежи русскоязычной общины Израиля в израильскую культуру".

Так сформулировал задачи секции ее новый глава, видный активист партии Либермана экс-депутат этой партии в Кнессете тов Литинецкий.

В начале осени (2015г.) он стал представителем Израиля в только что созданном Всемирном координационном совете российских соотечественников, и в начале ноября участвовал в очередном Всемирном конгрессе соотечественников в Москве.

В интервью для сайта «Всемирного координационного совета соотечественников России, проживающих за рубежом» Литинецкий попытался сформулировать смысл своей деятельности в данной организации.

Он в частности заявил: "Соотечественником мы считаем каждого, кто говорит по-русски, живет ментально, духовно Русским миром".

Литинецкий обещает привлечь в структуры «российских соотечественников» израильскую молодежь, которая, по его словам, слишком быстро ассимилируется в израильскую культуру, и поэтому «с ними надо работать».

Пока что, однако, в израильской организации «соотечественников России» абсолютно преобладают люди пенсионного и предпенсионного возраста. Превратившись из депутата в «соотечественника», Леонид Литинецкий начал активно заботиться о нуждах «русских» пенсионеров.

Честно и откровенно - антисионисткая деятельность и подстрекательство.

Не допустить интеграцию детей репатриантов в Еврейский мир и сохранить их ассимиляцию в мир Русский, не просто сохранить их знакомство со страной исхода их родителей, а именно сохранить их в поле нового кремлевского "коминтерна".

И результаты этой работы этой кремлевской структуры видны невооруженным взглядом в деятельности ряда пролибермановских сайтов и общественных организаций.

Самое наглое во всем этом, что защитничек выступает под эгидой и на деньги тех, кто цинично своровал у этих пенсионеров заработанную ими в стране исхода пенсию.

Вся эта деятельность разворачивается в Израиле под эгидой Посольства России и на деньги Правительства России.

И это уже далеко за границами общепринятых Культурных центров, различных посольств в разных странах.

И это совершенно не параллельно деятельности Еврейского агенства в России. Задачей Русского агенства "Соотечественники" является не деятельность по стимуляции репатриации этнических русских в Россию , а стимуляция ассимиляции евреев в Русский мир. Практически миссионерская деятельность среди евреев.

Одно ясно точно. Или НДИ и лично тов. Либерман ясно и четко отмежуются от тов. Литинецкого и его деятельности, как и от деятельности явно или косвенно курируемых им израильских организаций, или НДИ попадает под действие Первого параграфа 9 поправки Закона о Кнессете и не имеет права принимать участия во всеобщих выборах. В Израиле, по крайней мере.

Источник.

Господин Либерман, Ваша партия это НДИ (Наш Дом Израиль) или НДР (Наш, то есть Ваш, Дом Россия)?

Итак, номенклатурный член НДИ, бывший депутат Кнессета от партии НДИ, выступил с заявлением с призывом бороться с "ассимиляцией русскоязычной еврейской молодежи в израильском обществе", обращенным к членам Конгресса российских соотечественников в Москве, израильский отдел которого он возглавил.

Когда я публиковал первую статью на эту тему, я, честно говоря, предполагал, что НДИ и Либерман заявят, что " Литинецкий им не товарищ", и попытаются сделать вид, что это личный забег их политического товарища.

Однако, как видно, с симпатиями и финансированием Москвы не играются.

После пары дней молчания ндишники разных уровней близости к "партийному телу" стали оправдывать как скандальное заявление Литинецкого, так и сам факт участия ряда израильских общественных организаций во Всемирном комитете российских соотечественников. Не земляков, а именно соОТЕЧЕСТВЕННИКОВ, то есть людей, которые считают Россию своим Отечеством, а факт своего проживания вне его российской ДИАСПОРОЙ. Не знаю, как это выглядит по отношению к эмигрантам в США, но по отношению к репатриантам, вернувшимся в Государство ИзраилЯ, как свое Отечество, это не просто их личный отказ от своих прав в рамках Закона о Возвращении, это признание всех арабских претензий о "колониальном захвате арабской Палестины", это соучастие в предложении Абу Мазена, выдвинутом в то же время, в той же Москве, о возвращении всех российских репатриантов в Израиле в их Отечество Россию.

Более того, участие израильских общественных организаций в Комитете, который в своей программе заявляет о "консолидации Русского Мира" , "продвижении программы возвращения соотечественников в Россию", о "ведущей роли Православной Церкви в процессе возрождения духовного единства соотечественников, укрепления их гуманитарных и культурных связей с исторической Родиной", это не более и не менее чем де факто отрицание Декларации Независимости Израиля.

Еще более того. Президиум Всемирного комитете соотечествеников возглавляет тов Колесниченко, бывший депутат Рады Украины от Крыма, против которого в Украине возбуждено уголовное дело по теме содействия оккупации Крыма Россией.

И еще более чем более, в рамках ближневосточного регионального комитета во Всемирный комитет входят российские соотечественники из арабской Палестины.

И во все это бывший депутат НДИ привел российским "Моше" израильские общественные организации репатриантов.

Участвовать в консолидации тех, для кого Отечество не в Израиле, а в России.

У этой деятельности Сотечественников нет ничего общего ни с сохранением исторической памяти о российском галуте российского еврейства, ни наших исторических связей с российской культурой, ни с политической или культурной консолидацией общины российских ЕВРЕЕВ в Израиле.

У этой деятельности Комитета сотечественников нет и никакой симметричности с работой Еврейского Агенства в России, если только оно не пытается убедить русских (не евреев), что Россия не их Отечество, и покинуть Россию.

Особенно настораживает тот факт, что наше русскоязычнре израильское медиапространство упорно не информирует общину об этом, мягко говоря, скандале, в то же время де факто звуча по ряду проблем очень созвучно программе Всемирного комитета Соотечественников.

То, что Либерман официально хранит молчание по поводу антисионистской деятельности своего политического товарища, как и то, что достаточно к нему близкие медиапиарщики закрывают оного своей партийной грудью, заставляет задать вопрос. Господин Либерман, если для вас абсорбция - это ассимиляция, с которой надо бороться, то Ваша партия - это Наш Дом Израиль или Ваш Дом Россия?

Источник.

Я напомнил господину Радуцкому о том, что израильские французы имеют своего представителя в Национальном собрании Франции, который лоббирует их интересы, и нисколько не комплексуют в связи со своей принадлежностью к французскому миру (ссылки - одна, вторая). Это не делает наших французов несионистами. В ответ Радуцкий назвал меня агентом Кремля и прервал общение.

Самое интересное, что его группа поддержки в социальных сетях активно лоббирует выплату российских пенсий тем, кто репатриировался до 1992 года. Об этой двойственности в мировоззрении части наших соотечественников я написал здесь и не буду повторяться.


  • Есть категория людей, которые не могут без "образа врага".
  • Дык. :) В этом наше всё.
  • Основная проблема всей этой тусовки - гольденштейнов и бардач-яловых - это их самоидентификация. Они не чувствуют себя русскими, принадлежащими к русскому миру (в отличие от указанных в статье французских евреев, эфиопских евреев и так далее). Декларируя себя как израильтянина, только по недоразумению говорящего по-русски, а. значит - ущербного, эти люди, по сути, не имеют никакого отношения к "русскому Израилю". Идентификация - это и история. и культура, и, кстати, еда - и борщ, и некошерный оливье, и Новый Год и 9-е Мая
  • Та не переживайте: эта публика - я Радуцкого имею в виду - прощается, но не уходит. Так шта я, будучи общепризнаеным безродным космополитом, таки не совсем определился с термином "отечество", но тем не менее все еще отчетливо помню, что родился в СССР на территории России, так что технически моя родина там. А то до Радуцкий называет отечеством общепризнанно и устойчиво называется " исторической родинкой". Тут бы я добавил "так ему и передайте", но он и сам прочтет.
  • Господи, какие страсти бушуют. НО, честно говоря мне положить на всех этих деятелей.Особенно на двух первых. Хочу есть борщ и буду, хочу любоваться картина времен коммунизма и буду, хочу петь о коммуналках и буду, хочу... чуть не написал носить кокошник", потом вспомнил, что его женщины носят) не буду носить кокошник.Кстати, Леня, у Вас ошибка, соседку Высоцкого звали Гися Моисеевна, а фамилия ее Яковлева( по мужу). Насчет же борща могу сказать, что это доказательство, что Элина разбирается в русской жизни, как свинья в апельсинах: борщ - блюдо украинской кухни. У русских - щи. Которые моя "украинская" жена так и не научилась варит - приходится делать это самому.А вообще, видя потуги этих радетелей русскоязычного Израиля вспоминается присказка: "чем бы дитя не тешилось..."
  • "Основная проблема всей этой тусовки - гольденштейнов и бардач-яловых - это их самоидентификация." Ну тут дело не очень сложное, по большому счету русскоговорящие это та самая "понаехавшая лимита", ну так уж исторически сложилось. И тут вступает в действие общечеловеческие повадки, каким бы сортом евреев эти люди себя не числили, но стараются быть "святее папы из Рима", пардон кошернее самых кошерных аборигенов. Но так как формальных признаков для этого у них просто нет, значит надо показать и обозначить "свое", вот и показывают и обозначают как получается.
  • "В ответ Радуцкий назвал меня агентом Кремля и прервал общение" Его вполне можно понять, обычно Израильские ресурсы работают так, что информация обрабатывается специальным образом или не публикуется. А тут непонятно кто, лепит непонятно что прямым текстом, безобразия нарушаете дорогой товарищь ! :) ЗЫ: Кстати возможно поэтому и не особо раскручен ресурс, что для большинства народа неформатен.
  • Спасибо за поправку. :) Я всю жизнь думал, что она Кися Моисеевна, и в голову не приходило, что она Гися.
  • Вот поэтому мне и не нравятся "ресурсы". :)
  • У кого-то прочитал, что наша ситуация тут полностью повторяет ситуацию репатриантов из арабских стран в 50-е годы, которые боялись быть идентифицированными с арабской культурой и арабским языком - "культурой и языком врага", и именно поэтому оставались людьми второго сорта, пока не появился Овадья Йосеф - адекватный общинный лидер, который вывел их на первый план.
  • А враг таки да не дремлет...........и с мясом выдирает из соотечественников мандаты в Кнессет. Вход идет все,........и пенсионная катастрофа в первых рядах.
  • А Светлова молодец. Было дело, я над ней посмеивался, но теперь вижу, что зря.
  • И потуги спекулировать на пенсионной реформе иначе как "стрёмными" не назовёшь)
  • Ну все ясно было, как день, менять имя или фамилию - дело гадкое и подлое, сегодня фамилию поменял - завтра Родину продал. А с виду вроде пустяк сущий, произвел обрезание собственной фамилии, кашерненько.
  • Как израильтяне, так и наши соотечественники путают две вещи - коммунизм или социализм и личную жизнь, зачастую трагедию. Не коммунизм сгубил отца, а конкретный Пупкин, который донёс на него или засадил в лагерь. Конкретный человек (или группа лиц). Какое отношение это имеет к теории, к социальному строю? Такое при любом строе бывает. Вот везде гибнут люди, и в Израиле. Кто виноват? Уже капитализм? И про кокошники. Это не исконно-посконно русский головной убор. Он заимствован. Кстати, у иудеев. ))
  • Ой таки это уже просто хуцпа какая-то, всем значит нравются, а ему не по ндраву. А как тогда узнавать правильную дорогу по которой идти без всяких неправильных уклонений ? Вот так потихоньку люди и попадают в лапы кровавой гебни и прочих игилов, все ведь с малого начинается.
  • Очень мне не нравятся "ура-патриоты", готовые везде и всюду отстаивать правильную ( на их взгляд") концепцию. Их была уйма в бывшем союзе, потом мгновенно перекрасившихся в "свидомых" ( помните, кто девочке Маше предложила сменить имя на Маричку?, и теперь ставящих памятники бандере, шухевичу и прочим выродкам?!). Что ж до борща, то это блюдо упоминается и у Ш.Алейхема, и мне непонятно, почему мне должна нравиться "средиземноморская диета", а не эсек флейш или фаршированная рыба по бабушкиному рецепту? Но разговор гораздо серьёзнее: нас хотят отторгнуть от родного языка (а он - родной, мы его знаем, любим, читаем и очень сожалеем, что наши внуки не смогут читать Пушкина, Лермонтова, Бунина, Тургенева и великое множество истинно великих писателей и поэтов! Мне уже 81 год, не знаю, сколько я ещё проживу здесь, но в последнее время я стал ощущать свою ненужность здесь : очень мало русскоязычных продавцов, проблема записаться к врачу или на анализ. Нас засыпают письмами на иврите, СМСками, которые нам ничего не говорят. А в той стране, из которой мы приехали, была хорошая организация - "бюро добрых услуг"! Почему бы и здесь не сделать нечто подобное? Я бы с удовольствием заплатил за помощь, чтобы не просить об одолжении родных и знакомых, которым это не всегда нравится? Да и кому-то это даст заработок.
  • "очень мало русскоязычных продавцов, проблема записаться к врачу или на анализ. Нас засыпают письмами на иврите," Это неизбежно и с каждым днем будет только усиливаться, до тех пор пока потребность в подобных продавцах не исчезнет "естественным" образом. То что имелось в "той" стране, хоть хорошее, хоть плохое, не будет востребовано в "этой" по целому ряду причин.