Глава Евросети Александр Малис: Весь мир существует из-за того, что евреи приняли Тору

Один из самых успешных менеджеров России, управляющий "Евросеть" Александр Малис дал пространное интервью информационно-аналитическому интернет-изданию Израиль24.

Часть 1. Израиль.



Александр Малис. Фото: Равид Гор (с)2016Александр Малис. Фото: Равид Гор (с)2016


Добрый день! Я предлагаю обсудить две крупные темы, об Израиле и о России. Но прежде всего - о Вас. О Вас в израильской прессе очень мало написано…

Сильно больше, чем я хотел бы.

То, что в ивритоязычной прессе о Вас писали - всё связано с Вашим домом, где мы сейчас находимся, и со стеной на границе участка. Перед встречей я объехал, осмотрел. Я так и не понял, почему кому-то мешает аккуратная красивая стена на фоне полуразрушенных ангаров, сараев, зарослей кустов и камышей. Как я догадываюсь, то началось с того, что на вас подали жалобу соседи?

Да, началось всё с соседей. А на месте этой стены раньше стоял полуразрушенный мясной цех.
Глава Евросети Александр Малис: Весь мир существует из-за того, что евреи приняли Тору

Вы до сих пор ведёте судебные процессы?

В принципе, я прекратил уже судиться. И придётся всё переделывать.

Печально! А сколько труда сюда вложено...

Да, печально, и абсолютно бессмысленно.

Что меня удивляет, так это желание Ваших соседей тратить свои кровные и довольно немалые деньги на многолетние суды и услуги адвокатов.
Окрестности домаОкрестности дома

Ну, ведь в Израиле демократия. Но сделать ее нормальной евреи не могут, поэтому решили ее сделать лучшей в мире. Защита прав меньшинств возведена в абсолют, в ущерб здравому смыслу. Понятно, что в конце за всё платят не они. Саму тяжбу со мной начал один сосед из шестидесяти четырех, но последние восемь судов были инициированы уже не этим соседом. Появился человек, который защищает права природы и перелетных птиц.
Окрестности домаОкрестности дома

А какое дело перелётным птицам до стены на вашем участке?

Ну они, пролетая мимо, с точки зрения их защитника, получали шок от вида этой стены. Когда я это услышал в первый раз, я подумал, что это шутка. И поначалу относился к этому именно так. Но эта шутка обошлась уже мне очень дорого. Всего 17 судов. Последний был в прошлом году.
Окрестности домаОкрестности дома

Да, я Вам сочувствую, потому, что знаком с тем, как эта система работает. Но это не самая интересная тема, и я предлагаю поговорить о других вещах тоже. Я вот увидел у вас книги Аластера Рейнольдса на полке. Это Вы читаете?

Да, в самолёте в основном.

Я, не смотря на то, что очень люблю разную фантастику, с творчеством Рейнолдса не знаком. Сейчас почитал в Сети немного об авторе, оказалось, что он пишет в жанре транс-гуманистической космической оперы.

Да, так и есть.

Очень странный выбор, как мне кажется, для такого человека, как Вы. Можете объяснить, чем он Вас зацепил?

Для меня это просто отдых. Во-первых, я быстро читаю, успеваю очень много прочитать, и фантастику я читаю, как средство для разгрузки мозга.

Вы интересуетесь транс-гуманизмом, общаетесь с его приверженцами?

Да я очень многим интересуюсь, но конкретно этим очень поверхностно.

Какие жанры Вы ещё любите?

В основном все виды фантастики и фентези. Но я не отношусь к этому серьёзно.

Мне нравится жанр социально-психологической фантастики, когда автор в фантастическом антураже ставит перед читателем сложные морально-философские и социальные проблемы, которые пока не актуальны, но очень скоро постучатся в наши двери. Возьмём, например вопрос генного проектирования и модифицирования будущих детей…

Читали “Геном” Лукьяненко?

Да, читал, и считаю её гениальной. А Вы?

Может быть она и гениальна, но я отношусь к такому, как к абсолютной утопии. Уверен, что будет не так. Если взять историю человечества, то она движется по замкнутому кругу, она абсолютно нерациональна. Человечество не развивается по законам, которые люди сами могут написать, оно развивается по абсолютно нерациональным с точки зрения материального мира правилам. Возьмём, как пример, наше время. Если бы человечество объединилось, решило бы быть гуманистическим и нормальным, то не было бы бедных, не было бы бездомных, не стало бы войн, денег бы хватило на всё. Мы бы уже летали к другим планетам, и построили бы коммунизм. Но в реальности это невозможно.

Отобрали бы деньги у богатых и дали бы бедным?

Нет, почему же? Вот, например, огромные деньги человечество тратит на содержание вооружённых сил для войны друг против друга. А вместо этого были бы у нас только единые военно-космические войска для защиты от инопланетной внешней угрозы, на которые мы бы тратили немного денег. Если бы все средства и усилия, которые человечество тратит на войны в течение года, мы бы потратили на строительство домов, то застроили бы всё, и каждый имел бы по две квартиры.
Если быть наблюдательным, то в какой-то момент начинаешь понимать, что все процессы нерациональны, причинно-следственные связи перепутаны. А то, что мы считаем причиной, оказывается следствием, и наоборот. Именно поэтому евреям нужно изучать Тору, которая им дана свыше. Потому что там всё достаточно ясно и подробно описано, и становится понятно, почему всё именно так происходит. Тора как раз даёт возможность понять, как процессы происходят на самом деле, в отличие от того, как мы себе их представляем.


Вы считаете себя человеком прогрессивным? Всякие новинки технического прогресса в Вашу жизнь входят быстро? Как вы относитесь к методикам омоложения и сохранения здоровья, появившимся благодаря современной медицине? Ваши взгляды позволяют вам таким пользоваться?

Не могу сказать, что я гаджетоман, но конечно слежу на основными новинками. Что касается остального, то мне лень вести здоровый образ жизни. Отношусь к такому ровно - раз оно есть - пусть будет. Отношусь, как к электричеству - удобно, когда есть.

Если появится, например, имплантат в виде чипа, который позволит мониторить ежесекундно состояние здоровья, посылая СМС-ки личному врачу, или позволит выходить в Сеть, не пользуясь компьютером или телефоном, Вы решитесь на использование такого новшества?

Я не буду первым, это точно. И гнаться за таким не буду. Станет общедоступной массовой технологией - тогда да. А если честно, я об этом не думал ещё.

Поговорим об Израиле. Как давно Вы обосновались здесь и как часто приезжаете?

В Израиле я бываю раз в несколько месяцев, а иногда и по несколько раз в месяц.

Это Ваш второй дом или место где вы просто иногда отдыхаете?

Второй дом, я думаю. Решение построить здесь свой дом я принял очень давно. Я много лет к этому шёл. У меня есть убеждение, что все евреи либо захотят либо будут вынуждены жить в Израиле. Летом, когда семья здесь отдыхает, то приезжаю почти каждые выходные, на праздники, а в остальное время - реже. Когда я в первый раз в 94-ом году приехал в Израиль, уже тогда я понял, что рано или поздно все евреи сюда переедут.

Вам интересна ли жизнь русскоязычной общины Израиля? Вы следите за ней?

Скажу честно, не очень сильно слежу, хотя с удовольствием читаю газету Вести. Для меня все эти общины - русскоязычная, франко-язычная или какая-либо другая – являются устаревшими формами. Отличия между разными евреями, на мой взгляд, не очень большие. Поэтому, с моей точки зрения, несмотря на то, что я говорю по-русски, и плохо пока владею ивритом, разделение на общины, это что-то что исчезнет.

Согласен, что это деление со временем исчезнет. Но хотел бы отметить, что за последний год общался с несколькими людьми, которые впервые посетили Израиль и рассказали мне, что были шокированы тем, что оказался разрушен привитый им миф о том, что все израильтяне одинаковые.

Послушайте, двух евреев одинаковых нет, даже если они живут в одном доме в одном подъезде. Евреи, в принципе, очень разные люди. Описать типичного еврея очень сложно. Вот опишите мне, что такое идишкайт. Это что? Мы все понимаем, что у этого человека есть идишкайт, а вот у этого - нет. Но что это такое мы объяснить затрудняемся. Это что-то такое очень духовное, что сложно выразить словами. При этом, очевидно, что евреи хоть и разные, но являются частью чего-то общего.

Итак, Вы, получается, не особенно следите за тем, чем живёт русскоязычная община?

Русскоязычную общину волнуют настолько разные вещи, что очень сложно выделить ее из нерусскоязычных. Но вот меня лично радует, что русскоязычная община в целом более патриотичная, более правая, чем в среднем израильское общество. С другой стороны, мне не очень приятен тот факт, что у русскоязычной общины очень слабая связь с еврейской Традицией. И, конечно, серьёзнейшие проблемы с идентификацией себя как евреев.

Я замечал, что те, кто глубоко погружаются в изучение Традиции, довольно скоро перестают считать себя частью Общины, уходят из неё.

Я не уверен, что в принципе существует какая-то реальная русскоязычная община. Это много разных общин, между которыми только один общий признак - все они вышли с территории бывшего СССР.

Да, наверное, это так, если смотреть на то, какой раскол произошёл в 2014 году у нас здесь на почве конфликта между Россией и Украиной.

А это, конечно, очень странно, потому, что, какое дело и тем и другим? Это смешно!

Наверное, потому, что у многих родственники остались там. И ещё, наверное, потому, что связь не прерывается, сын может жить здесь, а отец - там.

Это же то, о чём мы говорили. Очень большая проблема в русскоязычной общине с самоидентификацией и пониманием того, кто такие евреи. Потому что, если ты чувствуешь, что еврей - это тот, кого так обзывали в школе, да ещё он должен играть на скрипке - это печально. Еврей - это понятие гораздо более глубокое, гораздо более духовное, гораздо более важное. У евреев есть большая миссия на планете. И люди, которые этого не понимают, которые не способны идентифицировать себя, как евреев, они начинают идентифицировать себя с украинцами, русскими, французами, ещё с кем-то.
Еврей на этой планете - это человек, для которого есть единственная самоидентификация - это еврей, и не важно, в какой стране он живёт! Сейчас же отсутствуют традиции и понимание, откуда это идёт, почему еврей не привязан к какой-то стране, какая у еврея есть духовная миссия, вообще, зачем нужны евреи на планете, почему без них нельзя.


Почему? У Вас есть ответ на этот вопрос?

Безусловно! Весь мир существует из-за того, что евреи приняли Тору. Я в этом уверен. Если бы евреи в своё время не приняли Тору, то весь мир был бы разрушен, чтобы быть воссозданным заново. История человечества прекратилась бы тогда, 3300 лет назад, если бы евреи на горе Синай сказали бы: “Нет, не берём!”. И я в этом уверен, и любому наблюдательному человеку понятно, что всё это так и есть. Если взять историю общества, то действительно, всё идёт вокруг того, что человечество тем или иным образом навивается на те ценности, которые были даны на Синае.
Сегодня уже нет никого на планете Земля, кто хотя бы как-то о тех ценностях, которые получили евреи на горе Синай, не знает. Знают о них все.


Много богатых евреев России переезжают, особенно в последние годы, на постоянное место жительство в Израиль. Вы с ними общаетесь, поддерживаете с кем-то дружеские отношения? У вас есть какой-то свой клуб?

Я в принципе не так много лично знаю богатых евреев. Реально мало знаю. Знаю немало людей, которые переехали, но не относящихся к богачам, скорее к обычным обеспеченным людям.

Черной, Гайдамак, Невзлин – кого-то из них?

Это не мой масштаб. С Гайдамаком я чуть-чуть знаком, может быть, пару раз здоровался. Ну, переезжают, и слава Б-у. Мне кажется, что ничего в этом плохого нет. Но если почитать русскоязычную прессу, то это преподносится, прямо как ужас какой-то. “Аааа! Богачи понаехали в Израиль!”. Мне кажется, когда переезжают богатые люди, они делают модным Израиль. Это тоже важно. Этим, как правило, они помогают развиваться стране.

Я читал, что Вы и Ваш брат Олег занимаетесь благотворительной деятельностью, поддерживаете литовских хасидов, верно?

Мы пытаемся собирать, с кого можем, деньги на поддержку изучения Торы. В этом отношении у нас нет разделения на сефардов, литваков, хасидов, мизрошников и других, мы никого не выделяем. Сделать мы можем не очень много, но стараемся.

А почему про вас и вашу деятельность так мало знают в Израиле? Вы целенаправленно избегаете огласки, известности?

А зачем? У меня в принципе такой подход: если кто-то что-то хочет спросить, я отвечаю, но я считаю, что в Израиле есть множество людей более интересных, чем мы с Олегом.

Почему я Вас спросил ранее об интересе к нашей общине. Если пройти по улице района Герцлия Питуах (элитный район), то из каждого третьего двора слышится русская речь. Но вот этих людей, кто там живёт, не встретишь ни в русском театре, ни на концерте, ни на КВН или на вечере юмора, ни в магазине Тив-Там (продаются продукты из России). Обычный представитель нашей общины вообще нигде и никак с этими людьми не пересекается. В связи с этим многим кажется, что люди, подобные вам - они какие-то инопланетяне с Марса.

Почему меня нет на культурно-массовых мероприятиях русскоязычной общины? Потому, что, честно говоря, мне это не интересно… Если мне нужна русская культура, даже сделанная евреями, я могу в Москве всё это получить. Но я и там, правда, не хожу. Потому, что меня обычная западная культура, которую сделали евреи - и от этого она стала более качественной западной культурой - не интересует. Да, я могу фильм какой-то посмотреть, развлечься. Мы, евреи, очень много сделали для культуры, которая к еврейству не имеет никакого отношения. Более того, большая часть западной культуры или полностью построена евреями, или хорошо ими удобрена. Но при всем этом, это не наша еврейская культура. Некоторые считают, что наша культура - это скрипка или что-то такое. Но нет, это не наша культура. Театр - тоже не наша культура. Да я могу сходить в театр и даже получить удовольствие иногда. Но не могу сказать, что у меня есть к этому интерес. Если театр исчезнет, я не буду очень сильно переживать.

Спасибо, на эту тему у меня больше нет вопросов. Сделаем перерыв и потом поговорим о России и россиянах, о жизни еврея в России, о двойной лояльности, и ещё немного о Традиции и вере.

Оставайтесь с нами. Продолжение следует...


  • Нестандартный человек. Этим и интересен. :)
  • Нестандартный человек. Этим и интересен. :)

Популярное