Храмовая Гора не в наших руках

Храмовая Гора не в наших руках
Конфликт вокруг Храмовой горы в Иерусалиме закончился полной сдачей Израилем своих позиций.

Государственный секретарь США Джон Керри, встретившийся сегодня в Аммане с королем Иордании Абдаллой 2-м и председателем Палестинской автономии Абу-Мазеном, заявил, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетанияху пообещал ему на встрече, состоявшейся на этой неделе в Берлине, что Израиль обязуется не допускать еврейских молитвенных действий на Храмовой Горе. Гора является святым местом только для мусульман, и только мусульмане имеют право молиться на ней. Все остальные, включая евреев, имеют право только посещать Гору в качестве туристов в отведенные для этого часы.

Такой была ситуация с 1967 года по 2000-й, когда вспыхнула вторая интифада. В течение 15 последних лет еврейские защитники права иудеев молиться на Храмовой Горе существенно расширили пространство свободы для себя, вплоть до совершения некоторых иудейских обрядов на территории храмового комплекса. Мусульманский Вакф, подчиняющийся Иордании, утратил эксклюзивное право допускать и не допускать немусульман на территорию храмового комплекса.

Сообщение Керри, если оно не будет опровергнуто, означает восстановление ситуации, существовавшей на Горе до 2000 года. Гора будет мониториться видеокамерами 24 часа в сутки, и таким образом иорданские наблюдатели смогут получать информацию оттуда в реальном времени и следить за тем, чтобы евреи не совершали в святом для мусульман месте никаких молитвенных действий и не приносили туда никакие религиозные принадлежности - талесы, молитвенники, тфилин.

Ранее арабская сторона настаивала на присутствии международных наблюдателей на Горе. Нетанияху отверг эту идею, но согласился, как мы видим, на видеомониторинг.

Источники - один, два, три.

После того, как Израиль в 1967 году овладел Восточным Иерусалимом и Храмовой Горой, светские правительства страны с самого начала не знали, "что делать с этим Ватиканом" (высказывание приписывается одному из министров в тогдашнем правительстве Леви Эшколя). Поэтому уже через несколько дней после того, как армейский раввин Шломо Горен торжественно объявил, что "Храмовая Гора в наших руках", Моше Даян передал ключи от нее мусульманскому Вакфу. Усиление влияние национально-религиозного лагеря в стране в последние годы привело к активизации требований легализации еврейской молитвы на Храмовой Горе. Активисты из этого лагеря, в том числе русскоязычные, совершали регулярные восхождения на Гору.

Сегодняшняя новость будет иметь далеко идущие последствия для внутриизраильской политической жизни, но вряд ли успокоит палестинцев, арабов и мусульман. Большинство из них, будучи людьми с религиозным мышлением, не понимают, зачем евреям в этом случае Иерусалим и вообще Израиль, и по какому праву евреи заявляют свои претензии на Палестину, если не собираются выполнять обязательную для возвращающихся в Сион заповедь о строительстве Третьего Храма. Они - чужеземцы, завоеватели, крестоносцы, которые в итоге будут выброшены со Святой Земли. Какой смысл после этого имеют все заявления о возвращении евреев в Сион и основополагающие утверждения, на которых основан израильский исторический нарратив? Мусульмане только усилят натиск на своего испугавшегося и пытающегося оправдаться врага.

Напомним, кстати, что еще менее чем 100 лет назад палестинские мусульмане признавали, что храмовый комплекс находится на месте еврейского храма Соломона, и этот вопрос не дискутируется. Сейчас мусульмане отрицают этот факт.

Главные раввины Израиля недавно издали очередное постановление, запрещающее в этом году евреям подниматься на Храмовую Гору. Такие постановления принимаются каждый год. Однако все больше других раввинов не соглашаются с ними.

Список раввинов, разрешающих восхождения на Храмовую Гору и участвующих в них:

Рав Егуда Эдри, движение за восстановление Храма
Рав Исраэль Ариэль, глава Института Храма
Рав Матания Бен Шахар, рав поселения Неве Даниэль
Рав Ицхак Бранд, Эмануэль
Рав Михаэль Бром, глава ешивы Шило
Рав Бнаягу Брунер, глава ешивы Цфат
Рав Шалом Гольд, рав Гар Ноф, Иерусалим
Рав Габриэль Гольдман, рав поселения Кфар Адумим
Рав Авраам Гисер, рав поселения Офра
Рав Давид Дудкевич, рав поселения Ицгар
Рав Цфания Дрори, глава ешивы и рав Кирьят Шмоне
Рав Реэм аКоэн, глава ешивы Отниэль
Рав Элиэзер Вальдман, глава ешивы Нир, Кирьят Арба
Рав Авраам Васерман, Гиватаим
Рав Йосеф Толедано, рав Гиват Зеэв
Рав Шмуэль Таль, глава ешивы Торат Хаим
Рав Моше Тендлер, США, Монси, зять и ученик рава Моше Файнштейна
Рав Даниэль Коэн, рав поселения Бат Айн
Рав Меир Коэн, рав поселения Бар Йохай
Рав Нахман Кахана, рав синагоги Хазон Иехезкель, автор "Мей Менухот"
Рав Эльяким Леванон, рав поселения Алон Морэ
Рав Ицхак Леви, ешива Гар Эцион
Рав Дов Лиор, рав Кирьят Арбы и глава ешивы Нир
Рав Яков Медан, глава ешивы Гар Эцион
Рав Менахем Маковер, глава "ВэАрэну БэВиньяно"
Рав Цви Идан, основатель и глава Сангедрина
Рав Ханан Порат, глава ешивы аКибуц аДати
Рав Менахем Феликс, Алон Морэ
Рав Гидеон Перель, рав поселения Алон Швут
Рав Беньямин Кальмансон, Отниэль
Рав Егуда Кройзер, рав поселения Мицпе Иерихо, глава ешивы аРаайон аЕгуди
Рав Мордэхай Рабинович, рав поселения Кохав Яаков
Рав Нахум Рабинович, глава ешивы Маале Адумим
Рав Цви Роген, глава ешивы Бейт аБхира, Иерусалим
Рав Исраэль Розен, глава института Цомет
Рав Шломо Розенфельд, глава ешивы Шдемот Нерия
Рав Шломо Рискин, рав поселения Эфрат
Рав Шабтай Рапопорт, глава ешивы Гваот
Рав Егуда Шавив, Алон Швут
Рав Даниэль Шило, рав поселения Кдумим
Рав Егошуа Шмидт, рав поселения и глава ешивы Шавей Шомрон
Рав Егошуа Шапиро, глава ешивы Рамат Ган
Рав Ицхак Шапиро, глава ешивы Од Йосеф Хай.


  • а что - кто собирался реально строить там Третий Храм? Для такого действия надо переделать весь Израиль на манер Спарты, где все готовы были умереть в любой момент за дело страны (а там это были не особо и важные дела). Этого нет и в помине
  • Никто не собирался и не собирается, включая организаторов восхождений на Храмовую Гору. Даже самые экстремистски настроенные из них подчеркивают, что все мусульманские святыни останутся на месте, и требуют строительства синагоги на пустом месте в восточной части Горы, где сейчас свалка. Более умеренные требуют всего лишь легитимизации права евреев молиться на Храмовой Горе в отведенное для этого отдельное время, как это практикуется в Пещере Праотцев в Хевроне.
  • Нет, не так. На месте может остаться эль-акса(хотя осень не хотелось бы), т.к.она находит мы за пределами Храмовлй горы. Лист же должен быть разрушен, т.к. он стоит на месте Храма, на коммунальном камне.