Холокост в стиле Хичкока

Холокост в стиле Хичкока

Задолго до «Головокружения» и «Психо» Альфред Хичкок снимал документальный фильм о Холокосте. Завершить работу режиссеру не дали по политическим причинам. Однако спустя 70 лет долгие панорамные кадры, передающие размах бесчеловечности, все-таки нашли своих зрителей.
Об этой главе в жизни Хичкока известно немногим. Несмотря на то, что сам он не посещал концентрационные лагеря и не присутствовал при съемках лично, его влияние заметно в стиле, в котором выполнен фильм. Долгие панорамные кадры, отображающие размах бесчеловечности, – на них пленные немцы перетаскивают труп за трупом в братские могилы, крупные планы убитых и жестоко покалеченных, чего раньше в документалистике избегали. Все это, по Хичкоку, служило целью задокументировать произошедшее настолько явственно, что не могло бы возникнуть и мысли о подделке. Словами рядового британской армии из фильма: «Совершенное здесь не могло быть совершено людьми».

***
Альфред ХичкокАльфред Хичкок

Первым концентрационным лагерем, освобожденным британцами, был Берген-Бельзен. В апреле 1945 года отряд британской армии, в котором были только что обученные операторскому мастерству солдаты, остановился близ реки Аллер в северной Германии. Их встретили два немецких офицера, предложившие перемирие: британцы приближались к большому лагерю «военнопленных», в котором разразилась эпидемия тифа, и немецкий генерал считал, что пробиваться через лагерь с боем – не лучшая идея.

Войдя в лагерь и ужаснувшись увиденному, солдаты начали вести съемку. Когда первые отснятые материалы пришли в Лондон, командование решило, что необходимо смонтировать полнометражный фильм для показа народу побежденной Германии. Возглавил проект известный продюсер Сидни Бернштейн, ортодоксальный еврей и будущий медиамагнат. Фильм получил название «Факты о немецких концентрационных лагерях».
К началу мая видеоматериалы из большинства освобожденных лагерей были у Бернштейна. Проект настолько разросся – требовалось просмотреть и смонтировать более 240 тысяч метров пленки, – что Бернштейн решил привлечь к работе маститого режиссера. Ему пришел на ум его хороший друг Альфред Хичкок, который уже был звездой Голливуда. В конце июня 1945 года Хичкок прибыл в Лондон, чтобы начать работу над фильмом с Бернштейном. Отсмотрев материалы, Хичкок стал думать над тем, «как же сделать так, чтобы фильму поверили?». Помимо прочего, Хичкока поразила разница между обычной жизнью немцев не так далеко от лагерей и кошмарами, творившимися в самих лагерях. Он предложил показать карты, на которых было бы видно, как близко стояли лагеря к жилым районам. С этой целью Хичкок обвел лагеря кругами диаметром в одну милю, две, десять, двадцать. Рядом с каждым находилась либо идиллическая ферма, полная домашнего скота, либо город, либо даже горный курорт для офицеров СС. Карты в итоге вошли в конечный вариант сценария.

***
Политическая ситуация в послевоенной Европе, однако же, не способствовала выходу фильма Бернштейна в свет. Большая часть бывших узников концлагерей, которые все еще оставались в них, не желали возвращаться в свои родные страны. Кто-то хотел уехать в США, кто-то – в Великобританию, кто-то – в Канаду. Но многие хотели уехать в Палестину, находившуюся в то время под британским правлением. Такая ситуация не устраивала ни американцев, которые не желали принимать сотни тысяч людей без дома и без гражданства, ни британцев, которые к тому же не желали видеть большого притока еврейских иммигрантов в Палестину. Покажи они публике этот фильм, маятник общественного мнения качнулся бы в пользу того, чтобы отдать настрадавшимся евреям их исконную землю.

У антигитлеровской коалиции были и другие, не менее важные проблемы. Ответственность за Германию, побежденную и разделенную между союзниками, легла на плечи победителей в войне. Британия принимала самое активное участие в восстановлении Германии и не стремилась портить отношения с немцами. Германия рассматривалась как будущий союзник в противостоянии с Советским Союзом. В фильме Бернштейна более не было необходимости. В сентябре 1945 года проект отменили. Хотя пленки и послужили видеодоказательствами преступлений на Нюрнбергском процессе, сам фильм – его черновая версия – отправился на полку на долгие 70 лет. В 2014 году сотрудники Имперского военного музея отреставрировали и завершили фильм. С помощью материалов первоисточника они воссоздали финальную часть фильма так, как ее задумывали Бернштейн и Хичкок. Заканчивается фильм следующими словами: «Если люди закроют глаза на то, что здесь произошло, чернейшая ночь падет на мир. Но с Б-жьей помощью мы, живые, внемлем сему уроку».

В том же году был снят документальный фильм «Ночь падет», который не только рассказывает об истории создания «Фактов о немецких концентрационных лагерях», но и включает в себя интервью с выжившими узниками, запечатленных в хронике 1945 года.
Помимо этого эпизода, Хичкок проявлял мало интереса к евреям, несмотря на то, что они полнили его окружение. Помимо Бернштейна, спродюсировавшего три послевоенных фильма Хичкока, были многие другие: художница по костюмам Эдит Хэд, обладательница восьми премий «Оскар», композитор Бернард Херрманн, также обладатель «Оскара», и сценаристы Эрнест Леман и Бен Хект, радикальный сионист и обладатель двух «Оскаров». Да и свою карьеру Хичкок начал в кинокомпании Famous Players-Lasky, учрежденной еврейскими эмигрантами Джессом Ласки и Адольфом Цукором и теперь известной как Paramount Pictures.

Даниил Готштейн


Источник: Jewish.ru


  • Тяжёлый фильм, не смогла досмотреть до середины. Очень трудно на это смотреть. Удивляет, как рядом жили обыватели и всё их устраивало.

Лента новостей

5 октября 2016
Есть ли в Чехии коммунисты? Студентка Надежда Ильина о чешском обществе
Эксклюзив
1 октября 2016
Кто в Австралии настоящий русский? Журналист Светлана Ёлгина о корнях русской общины в Австралии
Эксклюзив
19 сентября 2016
Франция глазами циничного русского
Эксклюзив
13 сентября 2016
Сирия заявила о сбитом самолете ВВС Израиля
12 сентября 2016
Как эмигранту ужиться со шведами. Антрепренёр Алексей Самсоненко о жизни в Швеции.
Эксклюзив
5 сентября 2016
Аквариум. Пьют ли рыбы воду?
5 сентября 2016
Существует ли рай для русских экспатов? Журналист Дмитрий Жмуцкий о жизни во Вьетнаме.
Эксклюзив
30 августа 2016
Русский менталитет против менталитета Данди Крокодила
Эксклюзив
24 августа 2016
Про то, как еврейская община Самары 22 года синагогу восстанавливает
24 августа 2016
Как евреи-коммунисты строили социалистический Биробиджан
24 августа 2016
Аквариум 2
23 августа 2016
Холокост в стиле Хичкока
Больше новостей

Популярное